Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 апреля 2006 г. N А42-14113/04-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Кузнецовой Н.Г., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 10.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.11.2005 по делу N А42-14113/04-52005 (судья Бубен В.Г.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Кандалакшский морской торговый порт" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области; далее - инспекция) от 18.05.2004 N 133 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента организации на счетах в банках. Заявитель также просит обязать инспекцию возвратить 720 496 руб. налога, излишне взысканного по решению от 18.05.2004 N 133.
Решением суда первой инстанции от 21.11.2005 заявленные предприятием требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - пункта 4 статьи 142 и пункта 1 статьи 126 Закона Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), а также положений Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы считает, что в данном случае подлежит применению пункт 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ, в соответствии с которым налоговые и другие обязательные платежи в бюджет, возникающие после открытия конкурсного производства, относятся к категории текущих платежей и подлежат уплате в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Мурманской области от 12.04.2004 по делу N А42-6828/03-9 предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Инспекция на основании данных лицевых счетов налогоплательщика направила предприятию требование от 27.04.2004 N 242 об уплате 1 643 773 руб. 02 коп. налогов и пеней в срок до 30.04.2004. Поскольку в установленный срок в добровольном порядке заявитель требование не исполнил, налоговый орган принял решение от 18.05.2004 N 133 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента организации на счетах в банках. На основании инкассовых распоряжений от 19.11.2004 N 1665 и 1666 Канадалакшским отделением Сберегательного Банка Российской Федерации N 4705 с расчетного счета предприятия списано в доход бюджета 720 496 руб. Считая, что решение инспекции от 18.05.2004 N 133 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента организации на счетах в банках нарушает его права и законные интересы, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Статья 134 Закона N 127-ФЗ определяет очередность удовлетворения требований кредиторов в рамках конкурсного производства. Согласно пункту 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства, в том числе требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено законом. Суд кассационной инстанции считает, что положения приведенной нормы отсылают к пункту 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном указанной статьей. Данная норма является специальной относительно положений статьи 134 Закона N 127-ФЗ и определяет порядок погашения обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства. В силу прямого указания данной нормы закона вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Кассационная коллегия считает неправомерным ссылку инспекции на то обстоятельство, что подлежащий уплате обществом налог относится к текущим платежам, а поэтому должен удовлетворяться в установленном налоговым законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Обязательные платежи, возникшие после признания должника банкротом, не относятся к погашаемым вне очереди текущим обязательствам, поскольку не входят в перечень, установленный пунктом 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ. В пункте 4 постановления Пленума от 15.12.2004 N 29 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что вне рамок дела о банкротстве могут удовлетворяться требования налоговых органов по обязательным платежам, возникшим до открытия конкурсного производства. Таким образом, в данном случае следует применять положения абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ: "все требования кредиторов... об уплате обязательных платежей... могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства". Порядок удовлетворения требований налоговой инспекции по текущим платежам установлен пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ.
Ввиду того, что оспариваемое решение инспекции от 18.05.2004 N 133 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента организации на счетах в банках, подлежащее безусловному исполнению последними в порядке пункта 6 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, принято без учета того обстоятельства, что предприятием не были завершены расчеты с конкурсными кредиторами, суд правильно признал его недействительным (незаконным) как не соответствующее положениям Закона N 127-ФЗ и обязал налоговый орган возвратить на расчетный счет заявителя 720 496 руб. При так,их обстоятельствах основания для отмены судебного акта, принятого по настоящему делу, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.11.2005 по делу N А42-14113/04-52005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2006 г. N А42-14113/04-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника