Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 декабря 2000 г. N А26-2564/00-02-04/143
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Хохлова Д.В., Почечуева И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Республике Карелия на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2000 по делу N А26-2564/00-02-04/143 (Кудрявцева Н.И., Тойвонен И.Ю., Булдаков B.C.),
установил:
Управление федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Казначейство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к профессиональному училищу N 17 (далее - ПУ-17) о взыскании 15 187 рублей штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета в период с 01.01.98 по 01.01.99.
Решением суда от 31.08.2000 в иске отказано в связи с нарушением Казначейством требований статей 38 и 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Постановлением апелляционной инстанции от 23.10.2000 решение суда отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации). Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что органам федерального казначейства не предоставлено право на взыскание штрафных санкций в судебном порядке.
В кассационной жалобе Казначейство просит отменить постановление апелляционной инстанции как вынесенное с нарушением норм процессуального права и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, органы федерального казначейства вправе обращаться в арбитражный суд с исками о взыскании штрафных санкций.
Казначейство и ПУ-17 о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда - оставлению в силе.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки целевого использования средств федерального бюджета ПУ-17 в период с 01.01.98 по 01.01.99 Казначейством установлено, что 68 071,79 рубля, полученный по коду 130320 "Стипендии", использованы на выплату компенсаций преподавателям за методическую литературу. Данное нарушение отражено Казначейством в акте проверки от 26.03.99, на основании которого вынесено представление от 08.07.99 N 880 о начислении штрафных санкций в сумме 15 187 рублей. Представление направлено в адрес Государственной налоговой инспекции по городу Петрозаводску для списания в бесспорном порядке штрафных санкций в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556.
В связи с отказом налоговой инспекции от исполнения предписания от 08.07.99 Казначейством 21.06.2000 заявлен иск ПУ-17 о взыскании 15 187 рублей штрафных санкций.
Предъявленные ко взысканию штрафы предусмотрены пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 "О федеральном казначействе" и пунктом 11 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.93.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 взыскание сумм санкций осуществляется органами налоговой службы России в 3-дневный срок по представлению органов казначейства. Вместе с тем правовые нормы, предоставлявшие налоговым органам полномочия на бесспорное взыскание штрафных санкций, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96, а также определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.97 N 111-О и от 04.02.99 N 17-О. Вывод Конституционного Суда Российской Федерации о невозможности списания налоговыми органами в бесспорном порядке сумм штрафов распространяется на санкции за нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренные законодательными актами.
Из пункта 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.2000, также не следует право органов казначейства на бесспорное взыскание штрафов за нецелевое использование бюджетных средств.
В статье 79 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации" указано, что в случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Таким образом, при отсутствии у органов федерального казначейства полномочий на бесспорное (внесудебное) взыскание штрафных санкций последние подлежат взысканию в судебном порядке, а соответствующие исковые требования рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что органам федерального казначейства не предоставлено право на взыскание штрафных санкций в судебном порядке, является ошибочным, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене.
Решение суда является законным по следующим основания.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.98 N 14-П" следует читать "в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П"
Арбитражный суд правомерно принял во внимание положение, содержащееся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.98 N 14-П, в котором указано, что согласно статье 118 (часть 2) Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, из этого следует, что судопроизводство по делам, связанным с рассмотрением деяний, предусмотренных оспариваемыми положениями, должно быть административным судопроизводством независимо от того, осуществляется оно судом общей юрисдикции или арбитражным судом. Следовательно, таковым же, то есть административным, будет при этом и предварительное производство, равно как и производство в случаях, когда принятие решения по существу принадлежит органам исполнительной власти, наделенным соответствующими полномочиями".
Поскольку в бюджетном законодательстве отсутствуют специальные сроки давности, подлежат применению общие сроки наложения административного взыскания и обращения его к исполнению. Учитывая, что спорные отношения по настоящему делу основаны на властном подчинении одной стороны другой, а также административный характер санкции, при ее наложении и взыскании следует учитывать сроки, установленные статьями 38 и 282 КоАП.
Статьей 38 КоАП предусмотрено, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. Согласно статье 282 КоАП не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.
Срок, указанный в статье 282 КоАП, является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Казначейством пропущены сроки, установленные статьями 38 и 282 КоАП, что является основанием для отказа в иске о взыскании штрафных санкций.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 6) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2000 по делу N А26-2564/00-02-04/143 отменить.
Оставить в силе принятое по этому делу решение суда первой инстанции.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2000 г. N А26-2564/00-02-04/143
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника