Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 апреля 2006 г. N А56-34438/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Клириковой Т.В.,
при участии от закрытого акционерного общества Инженерно-производственная фирма "Криотерм" Бубновского В.Г. (доверенность от 23.03.2006 N 2), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу Шелудько С.Н. (доверенность от 09.02.2006 N 07-14/5),
рассмотрев 13.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2005 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2006 (судьи Шестакова М.А., Масенкова И.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-34438/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество Инженерно-производственная фирма "Криотерм" (далее - ЗАО ИПФ "Криотерм", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Приморскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), от 24.06.2005 N 24-16/14518 в части доначисления Обществу 80 013 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 39 607 руб. пеней за неполную уплату этого налога, а также в части привлечения ЗАО ИПФ "Криотерм" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 16 003 руб. налоговых санкций.
Решением суда первой инстанции от 03.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.01.2006, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций положений подпункта 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ, просит отменить судебные акты и принять по данному делу новое решение. Податель жалобы считает, что заявитель не представил доказательств финансирования за счет средств федерального бюджета проведенных им научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а следовательно, не выполнил одно их условий применения в отношении этих работ льготы, предусмотренной подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения ЗАО ИПФ "Криотерм" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 30.09.2004, о чем составила акт от 27.05.2005 N 129/24-20.
В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество заключило с Федеральным государственным предприятием "Центральный научно-исследовательский институт технологии судостроения" (далее - ФГУП "ЦНИИ ТС") договоры от 10.06.2002 N 414/50405 на проведение работ по теме "Проектные работы по созданию термоэлектрического генератора для генерирования электроэнергии за счет утилизации тепла выхлопных газов судовой дизельной установки" и от 10.09.2002 N 415/50458 на проведение работ по теме "Разработка конструкторской документации опытного образца термоэлектрического генератора".
Выполненные по указанным договорам работы Общество отнесло к операциям, не подлежащим обложению НДС в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Суммы НДС, уплаченные при приобретении товарно-материальных ценностей, использованных при выполнении работ по договорам, Общество не предъявляло к вычету, а включало их в себестоимость продукции (работ, услуг).
Однако Инспекция сделала вывод, что Общество неправомерно применило льготу, предусмотренную подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ, и в IV квартале 2002 года занизило подлежащий уплате в бюджет НДС, поскольку заказчик работ по названным договорам - ФГУП "ЦНИИ ТС" не является государственным заказчиком и главным распорядителем средств федерального бюджета, договоры от 10.06.2002 N 414/50405 и от 10.09.2002 N 415/50458 не являются государственными контрактами, денежные средства на счет ЗАО ИПФ "Криотерм" поступали не с лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства Российской Федерации, а с расчетного счета ФГУП "ЦНИИ ТС" в Сбербанке России. По мнению Инспекции, Общество не подтвердило финансирование за счет средств федерального бюджета выполненных им по договорам с ФГУП "ЦНИИ ТС" научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
На основании материалов проверки Инспекция приняла решение от 24.06.2005 N 24-16/14518, которым доначислила Обществу 80 013 руб. НДС, начислила 39 607 руб. пеней за неполную уплату этого налога, а также привлекла ЗАО ИПФ "Криотерм" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 16 003 руб. налоговых санкций.
Налогоплательщик не согласился с решением Инспекции от 24.06.2005 N 24-16/14518 в части доначисления 80 013 руб. НДС, начисления 39 607 руб. пеней и взыскания 16 003 руб. налоговых санкций, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением о признании этого решения частично недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, признали недействительным решение налогового органа в оспариваемой части, сделав вывод о правомерном применении ЗАО ИПФ "Криотерм" льготы, предусмотренной подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не находит оснований для их отмены.
Перечень операций, не подлежащих обложению НДС, приведен в статье 149 НК РФ. Согласно подпункту 16 пункта 3 данной статьи освобождаются от налогообложения на территории Российской Федерации операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Из приведенной нормы следует, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не облагаются НДС в том случае, если выполняются за счет средств бюджетов.
Налоговым органом не оспаривается, что выполненные Обществом работы по договорам от 10.06.2002 N 414/50405 и от 10.09.2002 N 415/50458 являются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими.
Из материалов дела видно, что Российским агентством по судостроению (Заказчик) и ФГУП "ЦНИИ ТС" (Исполнитель) заключен государственный контракт от 25.04.2002 N 3/2002-301 на выполнение опытно-конструкторских работ по теме "Создание термоэлектрических устройств для генерирования электроэнергии за счет утилизации тепла отработанных сред энергетических установок транспортных систем" (ОКР "ТЭГ"). Согласно контракту "источником финансирования работ является государственный бюджет Российской Федерации".
Также по государственному контракту от 17.07.2002 N 36.6656.11.0067, заключенному с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (далее - Министерство промышленности), ФГУП "ЦНИИ ТС" обязалось выполнить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по теме: "Разработка технологии изготовления полупроводниковых термоэлектрических установок получения электрической энергии и охлаждения рабочих сред в интересах поддержания и развития научно-технического потенциала и технологий на предприятиях, образующих интегрированные структуры в области судостроения, судового машиностроения и энергетики".
Для выполнения ряда работ по названным государственным контрактам, а именно проектных работ по созданию термоэлектрического генератора и разработки конструкторской документации опытного образца термоэлектрического генератора, ФГУП "ЦНИИ ТС" заключило с ЗАО ИПФ "Криотерм" договоры от 10.06.2002 N 414/50405 и от 10.09.2002 N 415/50458, в соответствии с которыми Общество обязалось выполнить указанные работы.
Согласно пункту 2.1 договора от 10.06.2002 N 414/50405, с учетом протокола согласования договорной цены от 01.08.2002 N 2, стоимость работ составляет 340 000 руб., НДС не начисляется. Протоколом согласования договорной цены, являющемуся приложением N 2 к договору от 10.09.2002 N 415/50458, установлено, что стоимость работ по данному договору составляет 300 000 руб., НДС не начисляется.
Справкой Российского агентства по судостроению от 14.11.2002 N ЛК-2-3619 подтверждается, что ОКР "ТЭГ" выполняется ФГУП "ЦНИИ ТС" по договору с Российским агентством по судостроению от 25.04.2002 N 3/2002-301 и финансируется за счет средств государственного бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Национальная технологическая база". Соисполнителем ФГУП "ЦНИИ ТС" по данной работе является ЗАО ИПФ "Криотерм" по договору от 10.06.2002 N 414/50405 с объемом финансирования 340 000 руб.
В соответствии с пунктом 1 договора от 10.06.2002 N 414/50405 основанием для выполнения работ является "госбюджетное финансирование по теме ОКР "ТЭГ".
В пункте 2 технического задания, утвержденного Министерством промышленности и являющегося приложением N 2 к государственному контракту от 17.07.2002 N 36.6656.11.0067, указано, что ЗАО ИПФ "Криотерм" является соисполнителем ФГУП "ЦНИИ ТС" работ по данному контракту.
Согласно справке Министерства промышленности от 22.10.2002 N 36-810 работы по государственному контракту от 17.07.2002 N 36.6656.11.0067 финансируются за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы" и в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ выполнение работ по указанному государственному контракту не подлежит обложению НДС.
В представленных в материалы дела платежных поручениях на оплату выполненных Обществом работ указано, что суммы платежей НДС не облагаются.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что ЗАО ИПФ "Криотерм" подтвердило финансирование за счет средств федерального бюджета выполненных им по договорам с ФГУП "ЦНИИ ТС" научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и правомерно не облагало НДС операции по их выполнению.
В силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов судов.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2006 по делу N А56-34438/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2006 г. N А56-34438/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника