Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 апреля 2006 г. N А26-8059/2005-28
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Боглачевой Е.В., Ломакина С.А.,
рассмотрев 10.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.10.2005 по делу N А26-8059/2005-28 (судья Кохвакко В.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Муезерская районная больница" (далее - Учреждение) 5 076 руб. налоговых санкций, в том числе 4 024 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату транспортного налога за 2004 год и 1 052 руб. по пункту 1 статьи 119 НК РФ за нарушение срока представления налоговой декларации по указанному налогу за 2004 год.
Решением суда от 25.10.2005 требования Инспекции удовлетворены частично. С Учреждения взыскано 100 руб. штрафа за нарушение срока представления налоговой декларации по транспортному налогу. В остальной части заявленных требований налоговому органу отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение. По мнению налогового органа, суд сделал неправильный вывод о том, что автомобили модели УАЗ-3962 и ее модификаций, принадлежащие Учреждению, являются легковыми. Инспекция считает, что такие автомобили относятся к специальному грузовому автотранспортному средству категории "В", ставка транспортного налога по которому составляет 25 руб. с одной лошадиной силы.
По мнению подателя жалобы, поскольку ставки налога определяются в соответствии с типом транспортного средства (легковой, грузовой, автобус), при применении налоговой ставки Учреждению следовало руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359; отраслевой нормалью ОН 025 270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначений автотранспортных средств; Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 N 399/388/195; классификацией и системой обозначения автомобильных транспортных средств "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (рз 121940366-03), утвержденных Минтрансом РФ 29.04.2003.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки представленной Учреждением налоговой декларации по транспортному налогу за 2004 год Инспекция установила занижение ставки транспортного налога по автомобилям модели УАЗ-3962 и ее модификаций УАЗ-396202, УАЗ-396259 и УАЗ-396252-03, о чем составила докладную записку от 13.06.2005 N 672 и с учетом возражений Учреждения (листы дела 13-14) приняла решение от 18.07.2005 N 761.
В соответствии с данным решением Обществу доначислено 20 119 руб. транспортного налога, начислено 1119 руб. пеней, кроме того, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ и пункта 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафов. В обоснование принятого решения Инспекция, в частности, указала, что Общество при расчете транспортного налога по транспортным средствам УАЗ-3962, УАЗ-396202, УАЗ-396259 и УАЗ-396252-03 неправомерно применило ставку транспортного налога.
Инспекция в своем решении указала, что Учреждение при расчете транспортного налога по названным автомобилям применило установленную для обложения налогом легковых автомобилей ставку с одной лошадиной силы в сумме 8 руб. в 2004 году. Инспекция полагает, что необходимо было применять ставку в размере 25 руб. с одной лошадиной силы, установленную для грузового автомобиля.
Требования Инспекции от 22.07.2005 N 879 и 880, которыми предложено в срок до 02.08.2005 уплатить налоговые санкции, Учреждение добровольно не исполнило, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд.
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Транспортный налог на территории Республики Карелия введен Законом Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" (далее - Закон), которым установлены и ставки этого налога.
В соответствии со статьей 6 Закона для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. налоговая ставка составляет 8 руб., а для грузовых автомобилей с мощностью до 100 л.с. - 25 руб.
Учреждение в представленной в налоговый орган декларации по транспортному налогу за 2004 год применило по спорным автотранспортным средствам ставку в размере 8 руб., полагая, что все указанные автотранспортные средства относятся к легковым автомобилям.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в пункте 16 которых предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359.
В материалах дела имеются паспорта спорных транспортных средств, в третьей строке которых указан тип транспортного средства: в паспортах на автомобили моделей УАЗ-396202, УАЗ-3962 - санитарный автомобиль (листы дела 48-54); а паспортах на автомобили моделей УАЗ-396259 и УАЗ-396252-03 -специальный автомобиль (листы дела 46, 56).
Суд установил, что автомобили модели УАЗ-3962 и ее модификаций относятся к специальным (санитарным) автомобилям, которые предназначены для оказания медицинской помощи и перевозки больных, а не грузов.
Доказательств обратного, в том числе того, что указанные автомобили (все или какие-либо в отдельности) используются Учреждением для перевозки грузов или в иных целях, Инспекцией не представлено и при камеральной проверке эти вопросы не исследовались.
Согласно Общероссийскому классификатору такие автотранспортные средства относятся к легковым автомобилям (коды 153410165, 153410166).
В четвертой строке имеющихся в деле паспортов спорных транспортных средств указана категория транспортного средства - "В".
К транспортным средствам категории "В" (по классификации Венской конвенции о дорожном движении) относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые).
Кассационная инстанция не принимает довод Инспекции о том, что для отнесения автомобиля к категории легкового или грузового следует руководствоваться отраслевой нормалью ОН 025 270-66. Данная отраслевая нормаль разработана для применения на предприятиях автомобильной промышленности, а не для целей налогообложения.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда о правомерности исчисления Учреждением транспортного налога исходя из ставок, установленных для легковых автомобилей, и несоответствии ненормативного акта Инспекции в оспариваемой части Налоговому кодексу Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.10.2005 по делу N А26-8059/2005-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2006 г. N А26-8059/2005-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника