Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 апреля 2006 г. N А66-10719/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Боглачевой Е.В., Ломакина С.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Резванюк Е.А. (доверенность от 10.01.2006 N 03-20/04),
рассмотрев 20.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.12.2005 по делу N А66-10719/2005 (судья Рощина С.Е.),
установил:
Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Зареченское" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее - Инспекция) от 26.07.2005 N 916 в части привлечения Предприятия к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде 125 642 руб. штрафа, доначисления 629 424 руб. НДС и начисления 111 668 руб. пеней.
Решением суда первой инстанции от 06.12.2005 заявленные Предприятием требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, заявитель неправомерно предъявил к вычету НДС по приобретенным за наличный расчет материальным ценностям на основании приходных кассовых ордеров при отсутствии чеков контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы.
Предприятие, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Инспекция провела выездную налоговую проверку Предприятия по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов, в том числе НДС за период с 01.08.2002 по 31.12.2004.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 04.07.2005 N 67, в котором, в частности, сделан вывод о неправомерном включении Предприятием в налоговые вычеты по НДС сумм, уплаченных продавцам на основании приходных кассовых ордеров и счетов-фактур без применения ККТ.
На основании материалов проверки и с учетом возражений Предприятия Инспекция вынесла решение от 26.07.2005 N 916, которым налогоплательщику в том числе доначислены 629 424 руб. НДС, начислены соответствующие пени и наложен штраф за неполную уплату НДС, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса российской Федерации (далее - НК РФ).
Не согласившись с решением налогового органа в обжалуемой части, Предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд удовлетворил заявленные требования, признав, что квитанции к приходным кассовым ордерам подтверждают фактическую уплату заявителем НДС, а законодательство о налогах и сборах не устанавливает в качестве обязательного условия для предъявления НДС к вычету наличие чеков ККТ.
Кассационная коллегия считает решение суда правомерным и не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, налогоплательщик вправе предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров, предназначенных для перепродажи, только после постановки указанных товаров на учет и при наличии счетов-фактур, а также документов, подтверждающих уплату налога поставщику.
Наличие у предприятия счетов-фактур и принятие им товаров на учет Инспекцией не оспариваются.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) выставляются счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Согласно пункту 7 статьи 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 названной статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Приведенные нормы права не конкретизируют документы, которые могут являться подтверждением фактической уплаты налога в составе платежей за приобретенный товар. Из этих норм следует, что при реализации товаров за наличный расчет продавец может выдать покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы, подтверждающий факт оплаты товара.
В данном случае судом установлено, что фактическая уплата налога Предприятием подтверждается копиями квитанций к приходным кассовым ордерам, которые оформляются получателем денежных средств при осуществлении наличных расчетов, счетами-фактурами, что не противоречит действующему законодательству.
Следовательно, довод налогового органа о том, что налогоплательщик вообще не представил расчетных документов, не соответствует материалам дела.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" указано, что ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Таким образом, квитанция к приходному кассовому ордеру является одним из документов, подтверждающих факт внесения наличных денежных средств в кассу организации-продавца.
Следовательно, если у организации-покупателя отсутствует кассовый чек, но имеется квитанция к приходному кассовому ордеру, она вправе произвести вычет сумм НДС, уплаченных продавцу, при условии наличия счета-фактуры и оприходования товара.
Наличие у заявителя надлежащим образом оформленных счетов-фактур, в которых НДС выделен отдельной строкой, факты оприходования Предприятием приобретенных товаров и представление в подтверждение их оплаты приходных кассовых ордеров и квитанций к ним налоговым органом не оспариваются.
При таких обстоятельствах при вынесения решения судом не нарушены нормы материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.12.2005 по делу N А66-10719/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2006 г. N А66-10719/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника