Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 апреля 2006 г. N А05-18806/2005-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Северное морское пароходство" Лыпаря Р.П. (доверенность от 30.12.05 N 18-05/06-09) и Иванова А.В. (доверенность от 30.12.05 N 18-05/06-14),
рассмотрев 26.04.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.12.05 по делу N А05-18806/2005-9 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северное морское пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) по зачету излишне уплаченных сумм налогов в счет имеющейся у Общества задолженности по пеням.
Решением суда первой инстанции от 30.12.05 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, налоговый орган правомерно в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно произвел зачет излишне уплаченных Обществом сумм налогов в счет погашения имеющейся у него задолженности по пеням, зачисляемым в тот же бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители Общества отклонили доводы жалобы.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако ее представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда от 30.12.05 проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Инспекция 25.07.05 направила в адрес Общества уведомление о зачете, к которому приложены заключения о зачете от 25.07.05 N 3844-3847, 3852, 3853, 3855, 3856, 3858. На основании заключений числящаяся на лицевом счете налогоплательщика переплата налога на прибыль, единого социального налога, налога на рекламу, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на имущество зачтена в счет погашения задолженности по пеням по этим налогам и прочим местным налогам и сборам.
Общество обжаловало действия налогового органа по проведению зачета в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав на то, что при проведении зачета налоговый орган нарушил установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) порядок проведения зачета излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога.
Кассационная коллегия считает, что суд правильно истолковал положения Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок зачета излишне уплаченных сумм налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.
Право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов закреплено подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 22 НК РФ право налогоплательщика на возврат или зачет излишне уплаченных налогов обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Согласно пункту 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи.
Пунктами 4 и 5 статьи 78 НК РФ установлен порядок проведения зачета. В пункте 5 статьи 78 НК РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога может быть направлена по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Согласно пункту 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика.
Таким образом, при наличии переплаты налогов налогоплательщик самостоятельно решает, куда следует направить имеющуюся у него переплата: на исполнение текущей обязанности по уплате налогов в тот же бюджет; на погашение недоимки по налогам или задолженности по пеням; в счет предстоящих платежей по налогам.
Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм налогов лишь в случае наличия у налогоплательщика недоимки по другим налогам, на что прямо указано в пункте 5 статьи 78 НК РФ.
Налоговому органу не предоставлено право самостоятельно осуществлять зачет имеющейся у налогоплательщика переплаты налогов в счет погашения задолженности по пеням.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно статьям 78 и 79 НК РФ налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть ему излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
Таким образом, проведение налоговым органом зачета излишне уплаченных сумм налогов в счет задолженности по пеням зависит от волеизъявления налогоплательщика, выраженного в форме заявления. Самостоятельно проводимый налоговыми органами зачет в силу нормы абзаца второго пункта 2 статьи 45 НК РФ представляет собой разновидность принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам.
В данном случае суд установил, что налогоплательщик не направлял в Инспекцию заявление о зачете излишне уплаченных сумм налогов (налога на прибыль, единого социального налога, налога на рекламу, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на имущество) в счет погашения задолженности по пеням.
Кроме того, налоговый орган не представил в материалы дела документы, свидетельствующие о том, на какую сумму недоимки по налогам и за какой период начислены пени. Инспекция не предприняла предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации действий, связанных с уведомлением Общества об имеющейся у него задолженности по пеням: не выставила ему требование об уплате пеней в порядке статьи 69 НК РФ с указанием размера пеней и срока исполнения требования; не приняла решения о взыскании задолженности по пеням за счет денежных средств налогоплательщика в порядке статьи 46 НК РФ. В связи с этим суд сделал правильный вывод о нарушении налоговым органом порядка принудительного взыскания пеней.
Несостоятельной является и ссылка Инспекции на заявление налогоплательщика от 05.07.05 N 19-30/4-205 (лист дела 43), в котором Общество просит налоговый орган возвратить 15 000 000 руб. налога на добавленную стоимость в связи с подтверждением права на применения ставки НДС 0% и имеющейся переплатой. Налоговый орган произвел зачет в счет задолженности по пеням излишне уплаченных сумм налогов на прибыль, на рекламу, на пользователей автомобильных дорог, на имущество, единого социального налога, с заявлением о возврате которых Общество не обращалось.
Таким образом, суд правомерно признал противоречащими положениям пункта 5 статьи 78 НК РФ действия налогового органа по проведению зачета излишне уплаченных сумм налогов в счет погашения задолженности по пеням, числящейся на лицевом счете Общества.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает решение суда от 30.12.05 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.12.05 по делу N А05-18806/2005-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2006 г. N А05-18806/2005-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника