Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 апреля 2006 г. N А52-4798/2005/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Клириковой Т.В., рассмотрев 24.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 19.12.2006 по делу N А52-4798/2005/2 (судья Орлов В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат "Гдов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 20.07.2005 N 16-02/1699 об отказе Обществу в возмещении 181 318 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2005 года.
Решением суда от 19.12.2005 требования Общества удовлетворены. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по данному делу новое решение.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.
Во исполнение договора от 25.09.2003 N 1, заключенного с акционерным обществом "Peipus Fish" (Эстония), Общество реализовало на экспорт филе рыбы.
В представленной в налоговый орган декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март 2005 года Общество указало выручку от реализации товара на экспорт и предъявило к возмещению уплаченные поставщикам суммы налога.
В подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в Инспекцию документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По результатам камеральной проверки декларации и документов Инспекция приняла решение от 20.04.2005 N 16-02/1699, которым отказала налогоплательщику в возмещении 181 318 руб. НДС за март 2005 года.
Отказ в возмещении 181 318 руб. НДС мотивирован тем, что Обществом не представлены по запросу налогового органа необходимые для проверки документы, в том числе в подтверждение наличия у заявителя раздельного учета по оприходованным и оплаченным товарам (услугам), использованным для изготовления продукции на экспорт и внутренний рынок.
Считая незаконным отказ в возмещении 181 318 руб. НДС, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 20.07.2005 N 16-02/1699.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, сделав вывод об обоснованном предъявлении налогоплательщиком к возмещению сумм НДС.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Исходя из доводов Инспекции, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Из материалов дела следует, что в книгу покупок включен входной НДС, относящийся к производству продукции, реализуемой как на внутренний рынок, так и на экспорт, ввиду невозможности определить на момент поступления рыбы и материалов, на производство какой продукции они будут использованы. Входной НДС, относящийся к внутреннему рынку, определен Обществом по доле реализации продукции на внутреннем рынке к общему объему реализации продукции за налоговый период (месяц) и включен в декларацию по ставке 18 (10) процентов в качестве вычета. Оставшаяся часть суммы НДС из книги покупок в доле реализации на экспорт относится к экспортной продукции. В то же время пунктом 3.1 приказа Общества по учетной политике установлено, что если доля реализации на экспорт составит более 99 процентов, все налоговые вычеты включаются в декларацию по ставке НДС 0 процентов, а счета-фактуры регистрируются в книге покупок на дату подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов.
Суд кассационной инстанции считает, что положение пункта 3.1 приказа Общества по учетной политике не соответствует нормам налогового законодательства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 164 НК РФ по операциям реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта и облагаемых НДС по ставке 0 процентов, представляется отдельная налоговая декларация.
Положения пункта 1 статьи 153 НК РФ требуют от налогоплательщиков, применяющих различные налоговые ставки при реализации товаров, определять налоговую базу отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
Пункт 6 статьи 166 НК РФ предусматривает, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В пункте 3 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, пункт 3 статьи 172 НК РФ содержит не специальные правила определения суммы вычетов по экспортным операциям, а дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе заявить вычеты по таким операциям.
При установлении того, подлежат ли суммы уплаченного поставщикам налога включению в вычеты по операциям реализации товаров, отражаемых в отдельной налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов, налогоплательщикам следует руководствоваться общими положениями статей 171 и 172 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; либо товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Следовательно, налогоплательщик обязан отдельно определить и отразить в особой декларации налоговую базу и налог по операциям реализации товаров, облагаемых ставкой 0 процентов, и не может уменьшить указанную в этой декларации сумму налога на те вычеты, которые не относятся к товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, включенных в данную декларацию.
Применяемая Обществом учетная политика не соответствует положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку она позволяет ему предъявлять к вычету по операциям реализации товаров на экспорт НДС за материальные ресурсы, которые оплачены Обществом поставщикам и приняты им к учету уже после вывоза товаров в режиме экспорта, либо учитывать суммы НДС, не связанные с экспортом продукции.
Соответственно, эти материальные ресурсы не могут считаться приобретенными для осуществления операций, уже завершенных на момент их приобретения.
Распространение Обществом положений пункта 4 статьи 170 НК РФ на случаи формирования базы, подлежащей налогообложению по ставке 0 процентов. Действие названного положения распространяется Налоговым кодексом Российской Федерации на налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также на налогоплательщиков при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Однако названное нарушение налогового законодательства, по мнению суда кассационной инстанции, в данном случае не может служить основанием для отмены судебного акта.
Во-первых, нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают такого основания для отказа в применении налогоплательщиком вычетов, как отсутствие раздельного учета по товарам (работам, услугам), использованным для производства товара, впоследствии реализованного на экспорт.
Во-вторых, приказ по учетной политике в данном случае предусматривает и иной порядок определения суммы налога, подлежащего предъявлению к вычету из бюджета, при отражении его в декларации по ставке 0 процентов. При этом по запросу Инспекции заявителем были представлены книга покупок и книга продаж Общества на дату отгрузки товара на экспорт, доказательства его оплаты, расчет доли реализации товара на экспорт и внутренний рынок.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Кассационная инстанция считает, что Инспекцией не представлено доказательств того, что установленное ею нарушение является основанием для полного отказа в признании права Общества на вычет сумм НДС, а имеющееся нарушение со стороны Общества требований главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не может явиться основанием для признания решения Инспекции об отказе в возмещении 181 318 руб. НДС правомерным.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19.12.2005 по делу N А52-4798/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2006 г. N А52-4798/2005/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника