Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 апреля 2006 г. N А42-5643/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Зубаревой Н.А., Хохлова Д.В., при участии от Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования Кондратьевой З.В. (доверенность от 27.12.2005 N 71),
рассмотрев 24.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации муниципального образования города Мончегорска Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2005 по делу N А42-5643/2005 (судьи Шульга Л.А., Протас Н.И., Фокина Е.А.),
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с исполнительного органа местного самоуправления - администрации города Мончегорска Мурманской области (далее - Администрация) 13 404 196 руб., в том числе 12 540 900 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год и 863 296 руб. пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов.
Решением от 01.09.2005 (судья Беляева Л.Е.) заявленные Фондом требования частично удовлетворены. Суд взыскал с Администрации в пользу Фонда 12 540 900 руб. недоимки по страховым взносам. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С Администрации в доход федерального бюджета взыскано 72 618 руб. государственной пошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2005 решение суда изменено. С Администрации в пользу Фонда взыскано 12 540 900 руб. недоимки и 2 006 524 руб. 46 коп. пеней (по уточненному расчету истца за период с 01.01.2004 по 31.07.2005), всего 14 547 424 руб. 46 коп. Суд взыскал с Администрации в доход федерального бюджета 85 237 руб. 12 коп. государственной пошлины.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права - положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить судебный акт в части взыскания 2 006 524 руб. 46 коп. пеней и 85 237 руб. 12 коп. государственной пошлины. Податель жалобы указывает на отсутствие его вины в несвоевременном перечислении страховых взносов, а также на удовлетворение общественных интересов муниципального образования как цель расходования финансовых средств местного самоуправления, что исключает взыскание с Администрации государственной пошлины по данному делу.
В отзыве на жалобу Фонд просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Фонда отклонил доводы жалобы.
Представители Администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка своевременности и полноты перечисления Администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2004 по 31.12.2004.
По результатам проверки Фонд принял решение от 21.03.2005 N 3, в котором Администрации предложено уплатить 12 540 900 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и 863 296 руб. пеней за их несвоевременную уплату.
Во исполнение решения от 21.03.2005 N 3 Администрации (плательщику) направлено требование от 21.03.2005 N 3 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в срок до 04.04.2005. Администрация не исполнила требование в установленный срок, в связи с чем Фонд обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
При вынесении судебных актов суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 Администрация обязана перечислять в Фонд страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в пределах сумм страховых взносов, утвержденных в ежегодном бюджете плательщика (Администрации) на здравоохранение.
У Администрации имеется задолженность по уплате страховых взносов за 2004 год в сумме 12 540 900 руб. Это обстоятельство установлено судами обеих инстанций и не оспаривается ответчиком.
Суд первой инстанции частично отказал Фонду в удовлетворении заявленных требований (в части взыскания с Администрации пеней), исходя из наличия между сторонами спора договорных отношений (договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан) и с учетом объективных причин несвоевременного перечисления Администрацией страховых взносов, что, по мнению суда, в соответствии со статьей 401 ГК РФ исключает вину ответчика.
Апелляционная коллегия обоснованно указала на ошибочность такой правовой позиции суда.
В силу пунктов 7 и 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства. Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, регламентирующим порядок и сроки взыскания недоимок по налогам и сборам. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней за каждый день просрочки.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" пеня за нарушение сроков уплаты страховых взносов является финансовой санкцией.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Следовательно, пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат взысканию в том же порядке и в те же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на сумму которой они начислены.
Поскольку ответчик не перечислил в установленные сроки страховые взносы, Фонд обоснованно заявил ко взысканию с Администрации (по уточненному расчету) 2 006 524 руб. 46 коп. пеней за период с 01.01.2004 по 31.07.2005. Расчет пеней проверен апелляционным судом по праву и по размеру.
Выводы суда первой инстанции о том, что пени за задержку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения являются мерой ответственности, ошибочны, поскольку в Налоговом кодексе Российской Федерации пени не рассматриваются в качестве санкции или вида ответственности.
Однако постановление апелляционного суда является незаконным в части взыскания с Администрации в доход федерального бюджета 85 237 руб. 12 коп. государственной пошлины.
В данном деле Администрация выступает ответчиком, но действует в публичных интересах. По смыслу положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 333.37, 333.40 (пункт 5) НК РФ Администрация является лицом, участвующим в деле и освобожденным от уплаты государственной пошлины.
Из норм статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.22 НК РФ следует, что ответчик уплачивает государственную пошлину по делам, по которым решение суда вынесено не в его пользу, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене в соответствующей части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1), 288 (часть 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2005 по делу N А42-5643/2005 в части взыскания с исполнительного органа местного самоуправления - администрации города Мончегорска Мурманской области в доход федерального бюджета 85 237 руб. 12 коп. государственной пошлины отменить.
Возвратить исполнительному органу местного самоуправления - администрации города Мончегорска Мурманской области из федерального бюджета 85 237 руб. 12 коп. государственной пошлины.
В остальной части постановление апелляционного суда от 21.12.2005 оставить без изменения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2006 г. N А42-5643/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника