Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 мая 2006 г. N А56-29849/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Зубаревой Н.А., Хохлова Д.В., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Ивановой О.В. (доверенность от 27.12.2005 N ДО-11/113),
рассмотрев 02.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2006 по делу N А56-29849/2005 (судья Глазков Е.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Выборгской таможни (далее - таможня) от 17.05.2005 по делу об административном правонарушении N 10206000-672/2004, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2005 по делу N А40-31760/05-79-219 дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением от 26.01.2006 заявление удовлетворено. Суд признал оспариваемое постановление таможни незаконным и отменил его.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на виновность общества (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы.
Представители таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в августе 2004 года общество (перевозчик) на условиях международного таможенного транзита вывозило из России в Финляндию на железнодорожной платформе N 94742566 в контейнере N FINU 3585606 товар (обувь). Согласно представленной в таможню железнодорожной накладной N Б 755569 от отправителя (китайской фирмы) в адрес финляндского получателя перемещалась "обувь прочая на подошве с верхом из пластмассы (788 коробок, вес брутто 13 238 кг)".
В ходе таможенного досмотра таможней выявлено, что фактически в указанном контейнере перемещался иной товар (мужские полуботинки с искусственным мехом).
Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о товаре при убытии с таможенной территории Российской Федерации послужило основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ (в редакции, действующей с 01.10.2004). Оспариваемым постановлением таможни общество признано виновным в совершении вмененного ему правонарушения. Заявителю назначено административное наказание в виде 100 000 руб. штрафа (1 000 МРОТ), что не противоречит требованиям статьи 1.7 КоАП РФ.
Обжалуемое решение суда мотивировано прежде всего тем, что таможня не доказала вину общества в совершении административного правонарушения. Суд посчитал, что перевозчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации и в связи с этим отклонил ссылку таможни на положения статьи 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), позволяющие перевозчику проверять содержащиеся в транспортных железнодорожных накладных сведения, поскольку такое поведение является правом, а не обязанностью перевозчика.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что изложенные в обжалуемом решении выводы об отсутствии вины общества в сообщении таможне недостоверных сведений соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно статье 76 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: наименование и адрес отправителя и получателя товара; наименование станции отправления и станции назначения товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах); идентификационные номера контейнеров (пункт 1). Перевозчик сообщает названные сведения путем представления таможенному органу следующих документов: железнодорожной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары (пункт 2).
В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории товаров и (или) транспортных средств влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 500 до 1 000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Факт сообщения таможне недостоверных сведений о количестве товара установлен судом и не оспаривается обществом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции установил, что товар принят обществом к перевозке на станции Находка Дальневосточной железной дороги без досмотра груза - "путем визуального осмотра целостности контейнера и запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) грузоотправителя". На пограничную железнодорожную станцию "Бусловская" (в зоне действия таможни) контейнер прибыл с исправными ЗПУ.
Эти обстоятельства позволили суду сделать вывод о недоказанности таможней того, что общество знало о недостоверности сведений, имеющих значение для целей таможенного контроля, либо скрывало эти сведения.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции по следующим основаниям.
В данном случае заявитель действовал в соответствии с положениями статей 27 и 28 Устава. Право перевозчика в одностороннем порядке (без участия государственных органов) проверять достоверность сведений о грузе, указанных в железнодорожной накладной, означает возможный с его стороны контроль, но лишь без удаления ЗПУ. Поскольку перевозчик не участвовал в погрузке товара в контейнер, он не располагал реальной возможностью сообщить таможне достоверные сведения о грузе, а следовательно, не мог совершить виновное противоправное деяние (статья 2.1 КоАП РФ).
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2006 по делу N А56-29849/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 мая 2006 г. N А56-29849/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника