Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 мая 2006 г. N А66-13414/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Корпусовой О.А., Троицкой Н.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Гурова С.Н. (доверенность от 10.04.2006 N 03-20/2),
рассмотрев 26.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.12.2005 по делу N А66-13414/2005 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Весьегонский леспромхоз" (далее - общество) 191 774 руб. 17 коп. штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Решением арбитражного суда от 16.12.2005 заявленные налоговым органом требования удовлетворены в части взыскания с общества 50 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит принятый по делу судебный акт отменить. В обоснование жалобы ее податель ссылается на отсутствие в перечне обстоятельств, установленных статьями 109, 111 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в качестве исключающих привлечение лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, равно как и обстоятельств, исключающих его вину, такого как введение в отношении лица процедуры банкротства. Кроме того, налоговый орган указывает на то, что положения статьи 123 НК РФ предусматривают привлечение лица к налоговой ответственности не в связи с наличием у него какой-либо задолженности, а за невыполнение им своих обязанностей как налогового агента, что исключает возможность применения положений пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения им законодательства о налогах и сборах, в ходе которой установлен ряд правонарушений, отраженных в акте от 11.05.2005 N 45.
В частности, налоговый орган установил неполную уплату обществом в 2003 - 2004 годах единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 468 053 руб.; неполную уплату налога на добавленную стоимость за июль-октябрь, декабрь 2002 года, январь, февраль 2004 года в общей сумме 261 112 руб.; неполную уплату налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 89 642 руб. и неполное представление сведений о сумме доходов, полученных физическими лицами за 2003 год.
На основании материалов проверки, с учетом представленных налогоплательщиком возражений, налоговая инспекция вынесла решение от 06.06.2005 N 549, которым общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в общей сумме 191 774 руб. 17 коп., в том числе предусмотренной: - пунктом 1 статьи 123 НК РФ за невыполнение возложенных на него обязанностей по удержанию и перечислению НДФЛ в виде штрафа в размере 17 928 руб. 40 коп.;
- пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление налоговому органу в установленный срок сведений о 16 физических лицах в виде 50 руб. штрафа за каждый не представленный документ, общая сумма налоговой санкции составила 800 руб.;
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) единого налога, транспортного налога, налога на доходы физических лиц в виде штрафа в общей сумме 135 464 руб. 80 коп.
На основании принятого решения налоговый орган направил налогоплательщику требование от 10.06.2005 N 375 об уплате налоговых санкций, в связи с неисполнением которого обществом в установленный срок в добровольном порядке, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал заявленные налоговым органом требования обоснованными в части взыскания с ответчика штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ, однако в связи с введением в отношении общества конкурсного производства, применил положения статей 112, 114 НК РФ и уменьшил размер налоговых санкций до 50 руб. В удовлетворении заявленных требований в остальной части суд отказал со ссылкой на положения пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 02.11.2004 по делу N А66-3368/2004 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 данного Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Как указано в статье 2 Закона N 127-ФЗ, денежное обязательство - это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию; обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Текущими платежами согласно статье 5 Закона N 127-ФЗ считаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 114 НК РФ налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые санкции не подпадают под понятия денежного обязательства или обязательного платежа, приведенные в Законе N 127-ФЗ.
Во втором абзаце пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Следовательно, после принятия арбитражным судом решения от 02.11.2004 о признании общества банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства налоговый орган не вправе был налагать на общество штрафы по статье 123 и пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд правомерно отказал налоговому органу в удовлетворении заявления в части взыскания с общества налоговых санкций на основании статей 122 и 123 НК РФ.
Ввиду того, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.12.2005 по делу N А66-13414/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 мая 2006 г. N А66-13414/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника