Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 апреля 2006 г. N А05-9198/2005-3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М.,
судей Кустова А.А., Сосниной О.Г.,
при участии от ОАО "Северное речное пароходство" Опехтина Т.М. (доверенность от 11.01.2006), от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 10.10.2005),
рассмотрев 20.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации Архангельской области на решение от 17.11.2005 (судья Куницына Л.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 26.01.2006 (судьи Шашков А.Х., Бекарова Е.И., Волков Н.А.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9198/2005-3,
установил:
Открытое акционерное общество "Северное речное пароходство" (далее - ОАО "Северное речное пароходство") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области о взыскании в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам администрации Архангельской области 420 000 руб. задолженности по оплате выполненных работ по договору от 10.04.2003 на организацию пассажирских перевозок на межобластной линии "Великий Устюг-Архангельск" на 2003 год.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Архангельской области.
В процессе рассмотрения дела истец заявил о замене ненадлежащего ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Архангельской области - на Архангельскую область в лице Департамента финансов.
Решением от 17.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.01.2006, иск удовлетворен. Задолженность взыскана за счет казны Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области.
В кассационной жалобе Департамент финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент), ссылаясь на нарушение норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 17.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 26.01.2006 и отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель ОАО "Северное речное пароходство" в удовлетворении жалобы просил отказать как необоснованной.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.07.2004 по делу N А05-3712/04-3 с администрации Архангельской области за счет казны Архангельской области в пользу ОАО "Северное речное пароходство" взыскано 420 000 руб. долга. Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист от 16.09.2004 N 1/019721.
В соответствии с Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств областного бюджета, утвержденными постановлением администрации Архангельской области от 19.12.2001 N 514, исполнительный лист был предъявлен в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. Согласно письму Управления федерального казначейства по Архангельской области от 22.10.2004 N 33-93-32/7366 исполнительный лист был передан в соответствии со статьей 50 Областного закона от 26.12.2003 N 214-27-03 "Об областном бюджете на 2004 год" для исполнения в Департамент, который, в свою очередь, возвратил исполнительный лист взыскателю письмом от 15.12.2004 N 08/02-08/287 со ссылкой на то, что администрация Архангельской области не является получателем средств областного бюджета и исполнительный лист должен быть предъявлен к исполнению в подразделение службы судебных приставов-исполнителей.
Взыскатель 21.12.2004 направил исполнительный лист письмом N 22-12-В/12 Главному судебному приставу Архангельской области. Судебный пристав-исполнитель Елисеева И.К. 14.01.2005 возбудила исполнительное производство по взысканию долга.
Судебным приставом-исполнителем 28.02.2005 вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю в связи с отсутствием у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание. В постановлении указано, что исполнительный лист может быть предъявлен в Федеральное казначейство по месту открытия должнику лицевых счетов.
Взыскатель 14.03.2005 повторно направил исполнительный лист в Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Архангельской области.
Исполнительный лист 23.03.2005 возвращен взыскателю с указанием на то, что лицевой счет должника в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области отсутствует.
В связи с невозможностью исполнения судебного решения по делу N АО5-3712/04-3 истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно статье 27 устава Архангельской области администрация Архангельской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим свою деятельность на коллегиальной основе.
Статьей 3 Областного закона от 30.06.2004 N 243-31-03 "О структуре исполнительных органов государственной власти Архангельской области" установлен перечень структурных подразделений администрации Архангельской области, согласно которому Департамент является структурным подразделением администрации Архангельской области, то есть входит в состав первоначального должника. Фактически суд, применив статью 120 ГК РФ, повторно взыскал спорную сумму с Архангельской области в лице Департамента, незаконно уклонившегося от исполнения решения суда от 15.07.2004 по делу N А05-3712/04-3.
Таким образом, у судов отсутствовали основания для повторного взыскания задолженности с Архангельской области в лице Департамента в порядке пункта 2 статьи 120 ГК РФ, так как истец в установленном законом порядке вправе требовать ее взыскания за счет казны Архангельской области по исполнительному листу, выданному по делу N А05-3712/04-3.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты надлежит отменить, а в удовлетворении иска по данному делу - отказать.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 26.01.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9198/2005-3 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2006 г. N А05-9198/2005-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника