Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 мая 2006 г. N А21-4693/2005-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Кафе "Солянка" Пасько С.А. (доверенность от 03.03.2004),
рассмотрев 03.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кафе "Солянка" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.10.2005 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2006 (судьи Герасимова М.М., Жиляева Е.В., Ларина Т.С.) по делу N А21-4693/2005-С1,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кафе "Солянка" (далее - ООО "Кафе "Солянка") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии города Калининграда (далее - Мэрия), выразившегося в непринятии решения по обращению ООО "Кафе "Солянка" о выставлении на торги земельного участка, расположенного по адресу: Калининград, проспект Мира - Театральный проезд, под строительство детского кафе или заключении с заявителем договора аренды названного земельного участка под строительство, а также об обязании Мэрии совершить указанные действия.
В ходе судебного разбирательства ООО "Кафе "Солянка" в связи с получением отказа Мэрии предоставить заявителю названный земельный участок в аренду или выставить на торги уточнило требования и попросило признать отказ незаконным и обязать Мэрию совершить указанные действия.
Решением от 28.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.02.2006, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Кафе "Солянка" просит отменить названные судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы ссылается на следующее: суд неправильно применил пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации; вывод апелляционного суда о неподтверждении заявителем довода о сформированности спорного земельного участка не соответствует действительности и материалам дела; вывод суда о том, что предоставление данного участка возможно только с предварительным согласованием места размещения объекта ошибочен.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ООО "Кафе "Солянка" подтвердил доводы жалобы.
Мэрия извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Кафе "Солянка", ссылаясь на наличие по адресу: Калининград, проспект Мира - Театральный проезд, сформированного земельного участка для размещения кафе с летней площадкой, обратилось 16.05.2005 в Мэрию с заявлением о предоставлении ему в аренду названного земельного участка для строительства кафе либо проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже права аренды данного участка.
В письме от 25.07.2005 N 4899 Управление архитектуры и градостроительства мэрии города (далее - Управление архитектуры) по поручению Мэрии сообщило о невозможности удовлетворить поступившее заявление в связи с тем, что данный участок, расположенный рядом с памятником архитектуры - зданием Института океанологии им. Ширшова, относится к зоне городских бульваров и охранной зоне памятника архитектуры, не подлежащих застройке, а также в связи с отсутствием правил землепользования и застройки спорной территории.
Оценив данное письмо как отказ Мэрии заключить договор аренды испрашиваемого земельного участка либо выставить право его аренды на торги, ООО "Кафе "Солянка" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа Мэрии незаконным.
ООО "Кафе "Солянка" считает, что земельный участок сформирован и стоит на государственном кадастровом учете, поэтому предварительного согласования места размещения объекта не требуется, а в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельного участка должны применяться подпункты 3 и 4 пункта 4 той же статьи.
Кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
С учетом положений статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации суд сделал правильный вывод о том, что предоставление спорного земельного участка под строительство возможно только с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановление мэра города Калининграда от 20.06.2000 N 1786 о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Мастер-Повар", переименованному в 2001 году в ООО "Кафе "Солянка", места размещения кафе по проспекту Мира - Театральный проезд в Центральном районе со сроком действия на 6 месяцев и постановление мэра города Калининграда от 31.01.2001 N 328 о продлении до 01.07.2001 срока действия постановления от 20.06.2000 N 1786 постановлением мэра города от 11.09.2001 N 2785 признаны утратившими силу в связи с окончанием срока их действия.
До мая 2005 года ООО "Кафе "Солянка", заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, не обращалось в орган местного самоуправления, осуществляющий в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Кроме того, как следует из письма Управления архитектуры от 25.07.2005 N 4899, в нарушение Федерального закона "О государственном земельном кадастре" кадастровый номер был присвоен не земельному участку, а месту размещения объекта, в связи с чем по результатам инвентаризации данных дежурного плана города было принято решение о ликвидации неправомерно учтенного участка.
В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 названной статьи.
Порядок проведения работ по формированию земельного участка приведен в пункте 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому формирование земельного участка включает, в частности, следующие этапы: подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Заявитель не представил доказательств выполнения требований названной нормы закона.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Поскольку в отношении спорного земельного участка не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, заявителем не соблюдены процедуры выбора земельного участка, установления его границ и определения разрешенного использования в соответствии с законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Мэрии предоставить названный земельный участок для строительства.
Суды обеих инстанций также правомерно указали на то, что статьи 30 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат положений, обязывающих исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок в порядке, предусмотренном подпунктами 3, 4 пункта 4 статьи 30 названного Кодекса, по заявлению заинтересованного лица.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не видит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, принятых в соответствии с нормами процессуального и материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.10.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2006 по делу N А21-4693/2005-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кафе "Солянка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
И.В. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2006 г. N А21-4693/2005-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника