Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 мая 2006 г. N А13-9330/2005-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Аммофос" Оришина М.А. (доверенность от 20.02.06),
рассмотрев 02.05.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 30.11.05 (судья Виноградова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 27.01.06 (судьи Пестерева О.Ю., Маганова Т.В., Тарасова О.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9330/2005-14,
установил:
Открытое акционерное общество "Аммофос" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - Инспекция) от 30.06.05 N 43 об отказе в возмещении 706 231 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и обязании Инспекции принять решение о возмещении НДС в указанной сумме.
Решением суда от 30.11.05 требования Общества удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Инспекции в части отказа в возмещении НДС в сумме 697 048 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.01.06 решение суда от 30.11.05 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, Обществом неправомерно принят на учет товар и предъявлен НДС к вычету, поскольку счет-фактура от 02.01.01 N 5 составлен с нарушением норм статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) - в нем не указан адрес грузоотправителя; приходные ордера составлены с нарушением требований бухгалтерского учета.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по итогам камеральной проверки представленной заявителем уточненной налоговой декларации за март 2002 года Инспекция вынесла решение от 30.06.05 N 43 об отказе Обществу в возмещении 706 231 руб. НДС из бюджета ввиду неправильного оформления счетов-фактур и приходных ордеров.
Считая отказ Инспекции в возмещении НДС за март 2002 года незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, находит жалобу Инспекции обоснованной в части.
Право налогоплательщика на возмещение НДС и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, а налоговый орган не позднее трех месяцев со дня их представления обязан принять решение о возмещении сумм налога путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении, проверив правомерность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов на основании документов, указанных в статье 165 и в пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления в налоговый орган декларации по ставке 0 процентов и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Требования к оформлению счетов-фактур содержатся в статье 169 НК РФ.
Так, подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, одним из условий предъявления к вычету и возмещению из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам, является представление счетов-фактур, предусмотренных статьей 169 НК РФ, оформленных с соблюдением установленных требований.
Инспекция не оспаривает факт представления Обществом всех документов, являющихся основанием для применения ставки 0 процентов, а также соответствие названных документов требованиям налогового законодательства. Вместе с тем условия реализации права на налоговые вычеты, по мнению Инспекции, Обществом не соблюдены.
Поставщиком продукции - аммиака в адрес Общества является закрытое акционерное общество "Химменеджмент", которое выставило Обществу соответствующие счета-фактуры на оплату продукции.
Инспекцией установлено, что счета-фактуры от 02.01.01 N 5 и от 16.01.01 N 8 не содержат адреса грузоотправителя.
Судебные инстанции признали, что отсутствие адреса грузоотправителя в счете-фактуре от 02.01.01 N 5 не является существенным нарушением, поскольку сведения, содержащиеся в таком документе, позволяют однозначно определить адрес грузоотправителя и идентифицировать его с учетом данных, имеющихся в представленной железнодорожной накладной.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.05 N 93-0: "В силу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если выставленный налогоплательщику счет-фактура не содержит четкие и однозначные сведения, предусмотренные в пунктах 5 и 6 той же статьи, в частности данные о налогоплательщике, его поставщике и приобретенных товарах (выполненных работах, оказанных услугах), такой счет-фактура не может являться основанием для принятия налогоплательщиками к вычету или возмещению сумм налога на добавленную стоимость, начисленных поставщиками.
В силу пункта 2 статьи 169 НК РФ в случае, если выставленный налогоплательщику счет-фактура не содержит четкие и однозначные сведения, предусмотренные в пунктах 5 и 6 той же статьи, в частности данные о налогоплательщике, его поставщике, грузоотправителе и приобретенных товарах (выполненных работах, оказанных услугах), такой счет-фактура не может являться основанием для принятия налогоплательщиками к вычету или возмещению сумм налога на добавленную стоимость, начисленных поставщиками.
По смыслу данной нормы, соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, требование пункта 2 статьи 169 НК РФ, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только полноценный счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по дефектному счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета, уплаченных сумм налога к вычету. Следовательно, названные законоположения не запрещают принимать к вычету суммы НДС, исчисление и оформление которых соответствует всем необходимым для осуществления налогового контроля требованиям".
Инспекцией установлено, что счет-фактура от 02.01.01 N 5 не содержит сведений об адресе грузоотправителя, что подтверждено и в суде, исправлений в него не вносилось.
Следовательно, вывод Инспекции о несоответствии счета-фактуры требованиям статьи 169 НК РФ является обоснованным. Требования статьи 169 НК РФ носят формальный, императивный характер сведений, подлежащих указанию в счете-фактуре, поэтому у суда не имелось оснований для признания недействительным решения об отказе в возмещении НДС и обязании Инспекци принять решения о возврате НДС по данному счету-фактуре в сумме 7 519 руб.
Решение первой и постановление апелляционной инстанций в данной части следует отменить. В удовлетворении требований в этой части отказать.
В остальной части судебные акты обоснованны.
По мнению Инспекции, представленные приходные ордера не могут служить основанием для оприходования товара, поскольку в них не заполнены некоторые графы: нет данных о цене и количестве товара, НДС, не указан порядковый номер по складской картотеке, отсутствует расшифровка должности и подписи материально-ответственного лица о поступлении материала, вместо ссылок на платежные документы имеются ссылки на счета-фактуры.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 30.10.97 N 71" следует читать "от 30.10.97 N 71а"
В суд заявителем представлены исправленные приходные ордера, содержание которых соответствует требованиям, предъявляемым к форме N М-4, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.97 N 71). Кроме того, неправильное оформление приходных ордеров не может являться основанием отказа в вычете НДС.
Поэтому судебные инстанции правомерно сделали вывод об обоснованности Обществом права на вычет по НДС.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпункта 12 пункта 1 статьи 333.22" следует читать "подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21"
В соответствии с положениями подпункта 12 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ, принимая во внимание результат рассмотрения кассационной жалобы, с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.11.05 и постановление апелляционной инстанции от 27.01.06 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9330/2005-14 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области от 30.06.05 N 43 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость по счету-фактуре от 02.01.01 N 5 в сумме 7 519 руб. В удовлетворении требований Общества в этой части отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Аммофос" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1 000 руб.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 мая 2006 г. N А13-9330/2005-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника