Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 мая 2006 г. N А26-10858/2005-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Трансинтершиппинг" Сотникова Д.А. (доверенность от 02.08.2004), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Бокши A.M. (доверенность от 20.01.2006 N 2.1-13/37),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.12.2005 по делу N А26-10858/2005-28 (судья Кохвакко В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансинтершиппинг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (после уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - налоговая инспекция) от 11.11.2005 N 4.1 -309 в части:
- доначисления 647 078,01 руб. единого социального налога и начисления 285 331,81 руб. пеней за нарушение сроков уплаты этого налога;
- предложения удержать с физических лиц и перечислить в бюджет 652 394 руб. налога на доходы физических лиц и начисления 205 933,25 руб. пеней за неперечисление в установленный срок этого налога.
Кроме того, Общество просит признать недействительным требование налоговой инспекции от 16.11.2005 N 39502 об уплате 647 078,01 руб. единого социального налога и 491 265,06 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц и по единому социальному налогу.
Решением суда первой инстанции от 30.12.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительными решение налоговой инспекции от 11.11.2005 N 2005 N 4.1-309 и требование от 16.11.2005 N 39502 в оспариваемой части и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности носит разъездной характер. Выплаты членам экипажа судов в иностранной валюте являются составной частью заработной платы в виде доплат за особые условия труда, а не компенсацией дополнительных затрат работникам. К указанным выплатам не применимы положения пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поэтому они подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на общих основаниях.
Налоговый орган также указывает на неправомерное признание судом недействительными решения от 11.11.2005 N 4.1-309 и требования от 16.11.2005 N 39502 в части начисления и уплаты 25,15 руб. пеней по единому социальному налогу. Эта сумма пеней начислена Обществу по эпизодам, не связанным с выплатами в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания, которые не оспаривались налогоплательщиком.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц и правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет единого социального налога за 2002-2004 годы. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 10.10.2005 N 4.1-310.
Так, налоговая инспекция установила, что Общество в 2002-2003 годах в нарушение пункта 1 статьи 210, пункта 1 статьи 226, статей 236 и 237 НК РФ необоснованно не удерживало и не исчисляло налог на доходы физических лиц и не уплачивало единый социальный налог с сумм выплат в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания, что привело, по мнению налогового органа, к неполной уплате названных налогов.
Налоговый орган считает, что работа членов экипажей судов заграничного плавания носит разъездной характер, и период нахождения судов в заграничном плавании в силу статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не признается служебной командировкой. Установленные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 N 819-р предельные нормы выплат в иностранной валюте не соответствуют определению компенсации, приведенному в статье 164 ТК РФ, так как члены экипажа не несут дополнительных расходов (в том числе на питание), связанных с нахождением судна в заграничном плавании. Поэтому выплаты взамен суточных членам экипажей являются составной частью заработной платы (доплатой за особые условия труда) и облагаются налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на общих основаниях.
Кроме того, налоговая инспекция установила, что Общество неправомерно оплатило своему работнику стоимость железнодорожного билета исходя из данных справки Петрозаводской дирекции по обслуживанию пассажиров, а не из фактической стоимости билета, а также применило при расчете суточных завышенный курс доллара, что привело к занижению на 102, 06 руб. облагаемой единым социальным налогом базы и недоплате налога.
На основании акта проверки и с учетом представленных налогоплательщиком возражений налоговая инспекция приняла решение от 11.11.2005 N 4.1-309 о доначислении 647 114,28 руб. единого социального налога и начислении 285 331,81 руб. пеней за нарушение сроков уплаты этого налога. Этим же решением Предприятию предложено удержать с физических лиц и перечислить в бюджет 652 400 руб. налога на доходы физических лиц и уплатить пени в сумме 205 933,25 руб., начисленные за неперечисление в установленный срок этого налога.
Во исполнение решения от 11.11.2005 налоговая инспекция направила налогоплательщику требование от 16.11.2005 N 39502 об уплате в срок до 23.11.2005 единого социального налога, а также пеней по этому налогу и по налогу на доходы физических лиц.
Общество, считая решение и требование налогового органа незаконными в оспариваемой части, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований Общество указало на то, что выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания являются компенсационными выплатами, поэтому в силу пункта 3 статьи 217 и абзаца 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.
Суд первой инстанции, согласившись с доводами заявителя, удовлетворил требования Общества.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы налоговой инспекции и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает правильным вывод суда о том, что выплаты иностранной валюты взамен суточных являются компенсационными выплатами за особые условия труда на море и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Пунктом 1 статьи 236 НК РФ установлено, что объектом обложения единым социальным налогом для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии со статьей 237 НК РФ налоговая база по единому социальному налогу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Согласно статьям 209 и 210 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В пункте 3 статьи 217 и подпункте 2 пункте 1 статьи 238 НК РФ перечислены выплаты, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, в том числе все виды установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работ, по оплате труда и другие), согласно статье 165 ТК РФ работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности осуществляются в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 N 819-р и от 03.11.1994 N 1741-р, и по своей правовой природе соответствуют установленным нормам и относятся к компенсационным выплатам, связанным с особыми условиями труда, которые на основании статей 217 и 238 НК РФ освобождаются от налогообложения.
Оснований для исключения из перечня, приведенного в статьях 217 и 238 НК РФ, названных выплат, не имеется.
Кроме того, несмотря на то, что выплаты иностранной валюты членам экипажа судов, произведенные взамен суточных, не являются суточными (суточные выплачиваются при направлении в служебные командировки, а нахождение экипажа на судне в заграничном плавании во время его эксплуатации не является командировкой), указанные выплаты по своей правовой природе направлены на компенсацию расходов членов экипажа судов.
Общество в проверяемый период производило выплату членам экипажей судов заграничного плавания иностранной валюты взамен суточных в пределах норм, установленных Распоряжением от 01.06.1994 N 819-р, что налоговая инспекция не оспаривает. В силу пункта 1 названного Распоряжения эти выплаты производятся за каждые сутки заграничного плавания независимо от его продолжительности и относятся на эксплуатационные расходы предприятий-судовладельцев.
Судом первой инстанции также установлено, что выплаты взамен суточных производились Обществом членам экипажей судов помимо заработной платы. В соответствии с пунктом 42 Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 10.07.95 N 89 и согласованной с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.
Таким образом, указанные выплаты связаны с особыми условиями труда членов экипажей судов в период заграничного плавания, которые на основании договора с судоходной компанией выполняют трудовые функции при эксплуатации морского судна и несут дополнительные затраты в связи с нахождением за пределами Российской Федерации.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 21.12.2004 N 03-05-02-04/7" следует читать "от 21.12.2004 N 03-05-02-04/72"
Подтверждая законность действий налогоплательщика, кассационная инстанция принимает во внимание противоречивую позицию Министерства финансов Российской Федерации по настоящему вопросу, изложенную в письмах от 31.05.2004 N 04-04-04/63, от 27.10.2004 N 04-2-06/659, от 21.12.2004 N 03-05-02-04/7 и от 25.04.2005 N 03-05-01-04/108, свидетельствующую о наличии неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, содержащихся в пункте 3 статьи 217 и подпункте 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, которые в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Учитывая изложенное, является неправомерным и начисление налоговой инспекцией пеней за несвоевременную уплату единого социального налога и за неперечисление в установленный срок налога на доходы физических лиц по эпизоду невключения Обществом в налоговые базы, облагаемые названными налогами, сумм иностранной валюты, выплаченной взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания.
В то же время кассационная инстанция считает ошибочным решение суда в части признания недействительными решения налогового органа от 11.11.2005 N 4.1-309 о начислении 25,15 руб. пеней за нарушение срока уплаты единого социального налога и требования от 16.11.2005 N 39502 об уплате этой суммы пеней.
Основанием для начисления 25,15 руб. пеней по единому социальному налогу, как усматривается из решения налогового органа от 11.11.2005 N 4.1-309, явилось неправомерное невключение налогоплательщиком в облагаемую единым социальным налогом базу 102, 06 руб. (75,8 руб. - разницы между фактической стоимостью железнодорожного билета Потанина И.А. и данных о стоимости билета, полученных Обществом от Петрозаводской дирекции по обслуживанию пассажиров, а также 26,26 руб. -суммы курсовой разницы).
Материалами дела подтверждается, что Общество, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения налоговой инспекции от 11.11.2005 N 4.1-309 и требования от 16.11.2005 N 39502, оспаривало доначисление единого социального налога с соответствующей суммой пеней только по эпизоду невключения в налоговую баз, облагаемую этим налогом, сумм иностранной валюты, выплаченной взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания. Основания начисления 25,15 руб. пеней по единому социальному налогу не оспаривались налогоплательщиком.
Следовательно, решение суда в части признания недействительными решения налоговой инспекции от 11.11.2005 N 4.1-309 о начислении 25,15 руб. пеней по единому социальному налогу и требования от 16.11.2005 N 39502 об уплате этой суммы пеней подлежит отмене.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Кассационная инстанция считает нецелесообразным осуществление в данном случае перерасчета госпошлины исходя из результатов рассмотрения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Республики Карелия от 30.12.2005 по делу N А26-10858/2005-28 отменить в части признания недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску от 11.11.2005 N 4.1-309 о начислении 25,15 руб. пеней за нарушение срока уплаты единого социального налога и требования от 16.11.2005 N 39502 об уплате этой суммы пеней.
В этой части в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Трансинтершиппинг" отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2006 г. N А26-10858/2005-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника