Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 мая 2006 г. N А13-7823/2005-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Вагрон" Парфенова О.А. (доверенность от 18.11.2005 N 41) и Павлова М.Ю. (доверенность от 18.01.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Кротченко М.В. (доверенность от 17.05.2006 N 36), Осиповой О.В. (доверенность от 17.05.2006 N 35) и Яковлевой Т.А. (доверенность от 17.05.2006 N 34),
рассмотрев 18.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вагрон" на решение от 29.12.2005 (судья Виноградова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 22.02.2006 (судьи Потеева А.В., Богатырева В.А., Ковшикова О.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7823/2005-14,
установил:
Открытое акционерное общество "Вагрон" (далее - ОАО "Вагрон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Вологде (после реорганизации - Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области; далее - Инспекция) от 28.07.2005 N 11-08/9 в части доначисления Обществу 6 982 185 руб. 21 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 9 812 312 руб. 54 коп. пеней по НДС, 998 240 руб. штрафа по НДС, 17 654 021 руб. 36 коп. акцизов, 7 869 737 руб. 21 коп. пеней по акцизам, 3 596 649 руб. 45 коп. штрафа по акцизам.
Решением суда от 29.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2006, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и удовлетворить заявление налогоплательщика в полном объеме.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представитель Инспекции просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет акциза на алкогольную продукцию и пиво, сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции за период с 01.04.2003 по 01.04.2004, НДС за период с 01.01.2003 по 01.04.2004, по результатам которой составлен акт от 30.06.2005 N 11-08/9 и принято решение от 28.07.2005 N 11-08/9 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 999 341 руб. 09 коп. штрафа за неуплату НДС и 3 593 349 руб. 45 коп. штрафа за неуплату акцизов, а также о доначислении 6 989 996 руб. 57 коп. НДС, 17 654 021 руб. 36 коп. акцизов, взыскании 1 945 631 руб. 69 коп. пеней по НДС и 7 869 737 руб. 21 коп. пеней по акцизам. Названным решением Обществу также предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Основанием для принятия данного решения послужило то обстоятельство, что Инспекция посчитала необоснованным применение Обществом вычетов по НДС, по товарам, приобретенным у ЗАО "Корвет", ЗАО "АТК", ООО "Россо-В", ООО "Юг-Кристалл", поскольку действия налогоплательщика свидетельствуют о его недобросовестности, сделки заключены им для создания видимости приобретения товара с целью незаконного возмещения из бюджета сумм налога. Как указывает налоговый орган, товары, приобретенные у ЗАО "Корвет", ЗАО "АТК", ООО "Россо-В", ООО "Юг-Кристалл", приняты к учету на основании счетов-фактур и накладных, которые, как показали результаты встречных проверок, названными организациями не выставлялись; сами организации продавцами товара не являлись; не подтверждается факт оплаты Обществом приобретенного товара; счета-фактуры не соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ;
Кроме того, Инспекция указала на то, что вся продукция, приобретенная Обществом, является виноматериалом, а не вином.
Инспекция также посчитала неправомерным применение Обществом вычетов по НДС по агентским услугам ООО "Альянс", поскольку представленные документы не подтверждают оказание и оплату этих услуг.
Налоговый орган также установил, что ОАО "Вагрон" необоснованно применило налоговые вычеты по акцизам, так как принятая к учету продукция (виноматериал) не является подакцизной; счета-фактуры составлены от имени ЗАО "Корвет", ЗАО "АТК", ООО "Россо-В", ООО "Юг-Кристалл", не являющихся фактическими продавцами товара; факт оплаты товара не подтвержден.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в части в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что суды, отказывая в удовлетворении требований Общества, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями вычета налога на добавленную стоимость являются фактическая оплата приобретенных товаров, в том числе уплата налога, их оприходование и наличие соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 НК РФ, на установленные статьей 200 НК РФ налоговые вычеты.
В силу статьи 201 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктами 1 - 4 статьи 200 названного Кодекса, производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров. Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров.
Судебные инстанции установили, что Общество в проверенный период приобретало для перепродажи виноматериалы у поставщиков - ЗАО "Корвет", ЗАО "АТК", ООО "Россо-В", ООО "Юг-Кристалл" и предъявляло к вычету выделенные в счетах-фактурах и уплаченные в составе цены товара суммы НДС и акциза.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в данной статье.
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 (далее - Госкомстат РФ), содержит такой первичный учетный документ, как товарная накладная, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, составляется в двух экземплярах.
В соответствии с пунктом 1.2 названного постановления Госкомстата РФ к первичным документам, на основании которых осуществляется учет торговых операций, отнесена товарная накладная (форма N ТОРГ-12). Товарная накладная должна содержать, помимо прочего, должности и подписи разрешивших отпуск груза и фактически отпустивших груз (с расшифровкой их Ф.И.О.), заверенные печатью организации; должность и подпись лица, выступающего от имени грузополучателя о получении груза, с расшифровкой Ф.И.О., заверенная печатью организации.
Согласно постановлению Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
В подтверждение получения товара Общество представило договоры поставки, счета-фактуры, акты об отгрузке и приемке винопродукции, товарно-транспортные накладные.
Акты об отгрузке и приемке винопродукции составлены в одностороннем порядке - ОАО "Вагрон" и не содержат сведений о дате отгрузки, лице, производившем отгрузку, подписи этого лица.
Представленные Обществом товарные накладные составлены с нарушением требований законодательства, поскольку, как установлено судом, не соответствуют форме ТОРГ-12: в них отсутствует подпись лица, производившего отпуск товара, дата отгрузки, подпись лица, получившего товар, дата получения товара; со стороны поставщиков подписи проставлены только в графе "отпуск разрешил".
Товарно-транспортные накладные также не отражают операции по передаче товара ОАО "Вагрон", так как в них отсутствуют подписи лиц, производивших отпуск товара, лиц, принявших товар, даты получения товара.
В подтверждение оплаты полученного товара Общество представило платежные поручения о перечислении денежных средств на счета поставщиков, акты о проведении взаимозачета, акты приема-передачи векселей.
В ходе встречной налоговой проверки ЗАО "Корвет", ЗАО "АТК", ООО "Россо-В", ООО "Юг-Кристалл" установлено, что данные организации не имели торговых взаимоотношений с Обществом.
Согласно заключениям эксперта экспертно-криминалистического центра Управления внутренних дел Вологодской области, проводившего почерковедческую и технико-криминалистическую экспертизы, подписи на доверенностях, накладных, договорах, актах о приеме-передаче векселей выполнены не директорами ЗАО "Корвет", ЗАО "АТК", ООО "Россо-В", ООО "Юг-Кристалл", а другими лицами. Оттиски печатей на документах не соответствуют действительным оттискам печатей этих организаций.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что Общество не доказало факта получения товара от ЗАО "Корвет", ЗАО "АТК", ООО "Россо-В", ООО "Юг-Кристалл" и его оплаты.
По эпизоду о применении Обществом вычетов по НДС по агентским услугам ООО "Альянс" судебные инстанции установили следующее.
Общество 02.09.2002 заключило договор об оказании агентских услуг с ООО "Альянс" N 52/168, в соответствии с которым ООО "Альянс" обязуется оказывать Обществу услуги по поиску покупателей, заключению между Обществом и покупателями договоров на поставку и реализацию ликероводочных изделий, производимых ОАО "Вагрон". Кроме того, ООО "Альянс" обязалось оказывать Обществу услуги по принятию заявок от покупателей на поставку продукции Общества, рекламе, продвижению и доставке продукции. Согласно пункту 2.8 договора от 02.09.2002 N 52/168 агент обязан ежемесячно предоставлять Обществу заявку о необходимом ассортименте, объеме продукции не менее 2 тысяч дал в месяц и возможных условиях ее доставки и транспортировки.
Из материалов дела видно, что ни такие заявки, ни отчеты об оказанных услугах за 2003 год Обществом не представлены. Имеющиеся акты выполненных работ не содержат наименований покупателей и наименования конкретных оказанных услуг. Счета-фактуры, выставленные ООО "Альянс", не содержат расшифровки подписи руководителя организации (Корж А.А.) и главного бухгалтера. При этом в соответствии с протоколом допроса Коржа А.А. он не является учредителем, руководителем и главным бухгалтером ООО "Альянс", не имеет отношения к финансово-хозяйственной деятельности этой организации; не заключал никаких договоров с ОАО "Вагрон". Данные показания подтверждены результатами почерковедческой экспертизы, согласно которым подписи от имени Коржа А.А. в договоре от 02.09.2002 N 52/168, дополнительных соглашениях к договору, актах выполненных работ, счетах-фактурах выполнены не Коржем А.А., а другим лицом (лицами).
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что Общество не доказало факты оказания ему услуг ООО "Альянс", в связи с чем предъявление к вычету 491 504 руб. 50 коп. НДС неправомерно.
Налоговой проверкой также установлено, что ОАО "Вагрон" необоснованно не включило в налоговую базу по акцизам стоимость алкогольной продукции, списанной по причине недостачи в результате боя при транспортировке, хранении и перемещении.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения признается реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций.
Согласно пункту 4 статьи 195 НК РФ, дата реализации (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада определяется как день завершения действия режима налогового склада. При обнаружении недостачи указанной продукции дата ее реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Как следует из Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли (далее - Методические рекомендации), утвержденных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 N 814 приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 31.03.2003 N 95, под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющуюся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.
Этими же рекомендациями установлено, что норма естественной убыли, применяющаяся при хранении товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение, а норма естественной убыли, применяющаяся при транспортировке товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем.
При этом Методическими рекомендациями разъяснено, что к естественной убыли не относятся потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм, поскольку бой алкогольной продукции при транспортировке и хранении алкогольной продукции не является следствием естественного изменения ее биологических и (или) физико-химических свойств, эти потери нельзя квалифицировать как естественную убыль данного товара.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, с момента утверждения Методических рекомендаций утвержденные ранее нормы не применяются.
Таким образом, у Общества не было оснований применять какие-либо иные нормы естественной убыли, нежели установленные Методическими рекомендациями. Поскольку Методическими рекомендациями потеря товара в результате боя посуды не отнесена к естественной убыли, а исключение из облагаемых акцизом объемов алкогольной продукции объемов ее потерь, не являющихся естественной убылью, нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено, то Инспекция обоснованно доначислила Обществу акцизы.
В кассационной жалобе Общество, фактически не оспаривая установленные судебными инстанциями обстоятельства, ссылается на недопустимость доказательств, представленных Инспекцией из материалов уголовного дела.
Из системного толкования статей 82, 87, 89, 101 и 108 НК РФ не следует, что налоговый орган не может использовать при проведении выездных и камеральных налоговых проверок, а также при принятии решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности данные, полученные в ходе осуществления им иных мероприятий налогового контроля. В частности, законодательством прямо предусматривается возможность использования при проведении выездных и камеральных проверок материалов встречных проверок. Статьей 36 НК РФ установлен порядок взаимодействия и использования налоговыми органами данных, выявленных органами внутренних дел. Запрещение налоговому органу использовать при проведении выездных и камеральных налоговых проверок материалы, полученные в ходе осуществления иных мероприятий налогового контроля, сделало бы бессмысленным их проведение, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность принимать решение о доначислении налогов, начислении пеней и привлечении налогоплательщиков к ответственности по итогам проведения иных мероприятий налогового контроля. Таким образом, налоговые органы вправе использовать полученные ими в установленном законом порядке сведения при проведении выездных и камеральных проверок и оценивать их наравне с иными доказательствами при производстве по делам о налоговых правонарушениях.
В данном случае, данные, полученные Инспекцией от органов внутренних дел, приняты и оценены судебными инстанциями наравне с другими доказательствами, свидетельствующими о неполной уплате Обществом налогов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и не находит оснований для их отмены или изменения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 29.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.02.2006 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7823/2005-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вагрон" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2006 г. N А13-7823/2005-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника