Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 мая 2006 г. N А56-27206/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Сивогривовой А.В. (доверенность от 27.02.06 N 18/4433), от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Престиж" Миняева Н.В. (доверенность от 30.05.05),
рассмотрев 11.05.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.05 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.06 (судьи Семиглазов В.А., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А56-27206/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Престиж" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга (в порядке реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 06.05.05 N 58/10.
Решением суда от 17.11.05 заявленные Обществом требования полностью удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.06 решение суда от 17.11.05 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неполное выяснение судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, имеющих значение для дела, и на неправильное применение норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Обществом не подтверждено право на налоговые вычеты, поскольку покупатели товара не значатся по адресам, указанным в счетах-фактурах, доказательств осуществления ими деятельности нет; не представлены к проверке товаросопроводительные документы, акты выполненных работ по экспедированию, разгрузке и погрузке; отсутствуют склады, акты приема-передачи груза, что, по мнению Инспекции, свидетельствует об отсутствии фактического получения товара покупателями.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом декларации по НДС за январь 2005 года. По результатам проверки налоговым органом принято решение от 06.05.05 N 58/10 об отказе в подтверждении налоговых вычетов по НДС за январь 2005 года в размере 9 421 648 руб.
Основаниями для вынесения такого решения послужили следующие обстоятельства: отсутствие ответов на запросы налогового органа, со стороны контрагентов заявителя; отсутствие штрафных санкций в заключенных заявителем и контрагентами контрактах; заключение некоторых контрактов по срокам ранее, чем открытие счетов с некоторыми контрагентами заявителя; контрагенты не находятся по адресам, указанных в счетах-фактурах; отсутствие приложений к договору комиссии с обществом с ограниченной ответственностью "Телеком экспорт" (далее - ООО "Телеком экспорт"); отсутствие документов, подтверждающих перевозку грузов со склада временного хранения; ведение бухгалтерского, налогового учета и оказание консультационных услуг заявителю и его контрагентам одной и той же аудиторской организацией; отсутствие офисных и складских помещений; средняя численность персонала Общества - 1 человек; оплата таможенных платежей за счет денежных средств, поступивших в качестве предоплаты за товар от комиссионера.
В связи с приведенными обстоятельствами Инспекция пришла к выводу о недобросовестности Общества как налогоплательщика.
Общество, считая решение Инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает решение и постановление судов законными и обоснованными.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
В пункте 1 статьи 176 НК РФ указано, что в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном этой статьей.
Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата НДС таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Обществом соблюдены условия, предусмотренные статьями 171 - 173 НК РФ, для реализации права на налоговые вычеты. НДС уплачен налогоплательщиком при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, приобретенных для перепродажи; товары приняты к учету и реализованы на территории Российской Федерации.
Факт ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации подтверждается грузовыми таможенными декларациями с отметками таможенных органов о выпуске товара в свободное обращение и платежными поручениями.
Суды обеих инстанций обоснованно указали, что, осуществив на основании внешнеэкономических контрактов ввоз товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, оприходовав их и уплатив таможенному органу НДС, заявитель правомерно отразил в налоговой декларации по НДС за январь 2005 года по строке 330 в качестве налогового вычета сумму налога, уплаченную таможенному органу, - 5 237 285 руб., по строке 310 - сумму НДС, уплаченную обществом с ограниченной ответственностью "Невское брокерское агентство" (далее - ООО "Невское брокерское агентство") - 5 282 руб. и по строке 340 - налоговый вычет в сумме 4 179 081 руб., который является ранее уплаченным с суммы авансовых платежей, подлежащих вычету после даты реализации соответствующих товаров.
Заявителем представлены документы (платежные поручения, книга покупок), свидетельствующие об уплате заявителем НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в январе 2005 года в размере 5 237 285 руб.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод Инспекции о неподтверждении Обществом фактов получения и оприходования импортируемого товара при отсутствии товаросопроводительных документов, поскольку основанием для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных таможенным органам при ввозе импортных товаров на территорию Российской Федерации, являются контракт, грузовые таможенные декларации на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС на таможне.
Факт реализации импортированных товаров подтвержден имеющимися в материалах дела первичными документами: договором комиссии, счетами-фактурами, товарными накладными, книгой продаж, актом выполненных работ, отчетом комиссионера. Кроме того, указанное обстоятельство объясняется тем, что реализацию товаров, ввезенных заявителем, осуществляет ООО "Телеком экспорт" в соответствии с заключенным договором комиссии. Заявитель не осуществляет транспортировку товара покупателям, поэтому соответствующих документов у него нет. Также заявитель не осуществляет и хранение товаров, в связи с чем отсутствуют складские помещения. Факт передачи товара на реализацию комиссионеру - ООО "Телеком экспорт" подтверждается товарными накладными и актом приема-передачи оказанных услуг вместе с отчетом комиссионера.
Все действия, связанные с таможенным оформлением товаров, их выпуском в свободное обращение, и другие вопросы, возникающие при декларировании товара на таможне, осуществляет таможенный брокер (ООО "Невское брокерское агентство").
Ведение бухгалтерского учета и налоговой отчетности осуществляет аудиторская компания - общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западный Аудит". Поэтому суды сделали обоснованный вывод о том, что содержание штата сотрудников при таких обстоятельствах является экономически необоснованным.
В январе 2005 года от покупателей поступила выручка в сумме 59 724 484 руб. 18 коп., что нашло отражение в налоговой декларации.
Общество не несет ответственность за действия третьих лиц, заключение контрактов на ранее открытые счета не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. Всем доводам налогового органа дана правовая оценка в судебных актах.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.06 по делу N А56-27206/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2006 г. N А56-27206/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника