Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 мая 2006 г. N А13-13396/2005-05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А., при участии от открытого акционерного общества "Красавинский льнокомбинат имени В. Грибанова" Марковой Е.С. (доверенность от 22.08.05) и Мальцева Д.Е. (доверенность от 29.09.2005),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.01.2006 по делу N А13-13396/2005-05 (судья Маганова Т.В.).
установил:
Открытое акционерное общество "Красавинский льнокомбинат имени В. Грибанова" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 15.08.2005 N 2421/571 в части доначисления 883 482,5 руб. налога на имущество за 2001 год.
Решением суда первой инстанции от 27.01.2006 заявленное Обществом требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Общество в 2001 году неправомерно использовало предусмотренную подпунктом "б" пункта 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 24.11.2000 N 590-03 "О налоге на имущество предприятий (организаций)" льготу по налогу на имущество, установленную для той части платежей по налогу, которые подлежали зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации. Согласно Закону Вологодской области от 20.12.2000 N 619-ОЗ "Об областном бюджете на 2001 год" в спорный период 100 процентов налога на имущество подлежало зачислению в местный бюджет (бюджет муниципального образования). Органами же местного самоуправления Великоустюгского муниципального района Вологодской области льготы по налогу на имущество не установлены. По мнению налоговой инспекции, льгота, установленная областным законодательством в отношении подлежащих зачислению в областной бюджет в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" 50% суммы налога не подлежит применению, если законом об областном бюджете на соответствующий год предусмотрено зачисление 100% налога, включая 50% "областных", в нижестоящие местные бюджеты.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятое по данному делу решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на имуществу за 2001 год. В результате проверки признано неправомерным применение Обществом в 2001 году льготы по налогу на имущество, установленной подпунктом "б" пункта 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 24.11.2000 N 590-ОЗ "О налоге на имущество предприятий (организаций)". По мнению налогового органа, эта льгота может быть применена только в случае зачисления налога на имущество в областной бюджет. Между тем, в 2001 году Законом Вологодской области от 20.12.2000 N 619-ОЗ "Об областном бюджете на 2001 год" было предусмотрено зачисление налога на имущество в размере 100 процентов в местный бюджет (в рассматриваемом случае - в бюджет Великоустюгского муниципального района). Поэтому Общество не имело права на применение льготы и обязано было полностью перечислить налог в бюджет муниципального образования.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 15.08.2005 N 2421/571 о доначислении 1 766 965 руб. налога на имущество за 2001 год. Этим же решением Обществу предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным в части доначисления 883 482.5 руб. налога на имущество за 2001 год, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Налогоплательщик полагает, что правомерно не уплачивал 50% исчисленной суммы налога на имущество, поскольку освобожден от уплаты налога в этой части Законом Вологодской области от 24.11.2000 N 590-ОЗ "О налоге на имущество" предприятий (организаций)".
Суд подтвердил законность позиции налогоплательщика и кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в редакции, действовавшей в 2001 году, налог на имущество предприятий относился к налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. При этом сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.
Аналогичная норма предусмотрена в статье 7 (часть 2) Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон N 2030-1), регулировавшего порядок исчисления и уплаты налога на имущество предприятий и действовавшего в 2001 году. Указано, что сумма платежей по налогу на имущество предприятий распределяется между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом равными долями по 50 процентов каждому.
Следовательно, налог на имущество, являясь региональным налогом (налогом субъектов Российской Федерации), в силу прямого указания законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О налоге на имущество предприятий" распределяется между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом равными долями по 50 процентов каждому.
В статье 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" установлены льготы по налогу на имущество. Одновременно в последнем абзаце названной статьи закреплено право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставлять отдельным категориям плательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание закрепление на федеральном уровне (в подпункте "а" пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и в статье 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий) доли налога на имущество, причитающегося субъекту Российской Федерации и местным территориальным образованиям, каждый из названных субъектов вправе установить дополнительные льготы в отношении своей части налога, равной 50 процентам суммы исчисленного налога на имущество.
Законом Вологодской области от 24.11.2000 N 590-ОЗ "О налоге на имущество предприятий (организаций)" установлены дополнительные льготы по налогу на имущество в части платежей этого налога, закрепленных на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" за областным бюджетом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (статья 56 НК РФ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 3 Закона Вологодской области "О налоге на имущество предприятий (организаций)", в редакции, действовавшей в 2001 году, освобождается от уплаты налога в областной бюджет имущество предприятий (организаций) легкой промышленности, осуществляющих деятельность в соответствии с кодами Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" 17112, 17116, 17117, 17141, 17151, 17152, 17161, 17162, 17210, 17220, 17230, 17341, 17361, 17362, 17371, 17372, 17373, 17380, при условии, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) по данным видам деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается налоговой инспекцией, что Общество в 2001 году соответствовало требованиям, предусмотренным названной нормой, следовательно, не являлось плательщиком 50% налога на имущество, закрепленного за областным бюджетом.
Однако налоговый орган полагает, что Общество не имело права на названную льготу, так как Законом Вологодской области от 20.12.2000 N 619-03 "Об областном бюджете на 2001 год" предусмотрено зачисление в местный бюджет (бюджет муниципального образования) 100 процентов налога на имущество.
Эта позиция налогового органа не соответствует нормам действующего законодательства.
В статье 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ указано, что собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона Вологодской области от 20.12.2000 N 619-ОЗ "Об областном бюджете на 2001 год" налог на имущество предприятий в полном объеме (100 процентов) отнесен к доходам областного и местных бюджетов области.
Статьей 7 названного Закона предусмотрена передача бюджетам муниципальных образований доходов от регулирующих налогов по нормативам, приведенным в приложении N 1 к Закону N 619-ОЗ.
Так. согласно приложению N 1 к Закону Вологодской области от 20.12.2000 N 619-ОЗ "Об областном бюджете на 2001 год" в бюджет Великоустюгского района подлежит зачислению 100 процентов от суммы налога на имущество, закрепленного на основании статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" за областным бюджетом.
Но принимая во внимание закрепление на федеральном уровне равных долей налога на имущество за субъектом Российской Федерации и за местным территориальным образованием, а также предоставленное каждому из этих субъектов (законодательному органу субъекта Российской Федерации и органу местного самоуправления) статьей 5 Закона N 2030-1 право устанавливать льготы по уплате налога только в части сумм, зачисляемых в их бюджет (50 процентов суммы налога), в местный бюджет может быть передана только та сумма платежей по налогу, которая в соответствии со статьей 7 Закона N 2030-1 подлежит поступлению в областной бюджет с учетом дополнительных льгот по налогу на имущество, установленных законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации - в данном случае Законом Вологодской области от 24.11.2000 N 590-ОЗ "О налоге на имущество предприятий (организаций)".
Действие льгот, предусмотренных этим областным законом, на 2001 год не приостанавливалось.
Следовательно, предоставленные областным законом льготы по налогу на имущество учитываются при последующей передаче подлежащей зачислению в областной бюджет доли налога в нижестоящие местные бюджеты, в данном случае - в бюджет Великоустюгского муниципального района.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции о правомерном применении Обществом в 2001 году предусмотренной законом Вологодской области льготы в отношении 50 процентов налога на имущество - доли налога, закрепленной федеральным законодательством за этим субъектом Российской Федерации.
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы налоговой инспекции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.01.2006 по делу N А13-13396/2005-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2006 г. N А13-13396/2005-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника