Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 мая 2006 г. N А56-24788/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Афанасьева С.В. и Кустова А.А.,
при участии от регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе Кузьминой Е.Н. (доверенность от 02.05.2006),
рассмотрев 24.05.2006 в открытом судебном заседаний кассационную жалобу регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2005 (судья Апешкевич О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2006 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Горшелев В.В.) по делу N A56-24788/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество "Внешнеторговая фирма "Клен" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Федеральная служба), выразившегося в оставлении без рассмотрения заявления Общества о регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об их размещении, а также об обязании Федеральной службы осуществить государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и отчета об их размещении.
Решением от 05.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2006, требования Общества удовлетворены в части признания незаконным бездействия Федеральной службы. Суд обязал Федеральную службу принять документы Общества на государственную регистрацию выпуска акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации.
В кассационной жалобе Федеральная служба просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, в Федеральном законе от 10.12.2003 N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" (далее - Закон) не предусмотрена возможность восстановления срока, установленного для направления документов на государственную регистрацию выпуска акций. При таких обстоятельствах Федеральная служба была не вправе рассматривать документы для государственной регистрации выпуска акций, представленные Обществом с нарушением установленного Законом срока, и правомерно возвратила заявителю документы без рассмотрения.
В судебном заседании представитель Федеральной службы поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела, 19.04.2005 Общество обратилось в Федеральную службу с заявлением о государственной регистрации выпуска ценных бумаг - 10 акций именных обыкновенных в бездокументарной форме номинальной стоимостью 1 руб. каждая, размещаемых путем приобретения акций акционерного общества, созданного в результате преобразования в соответствии с решением о выпуске ценных бумаг, утвержденным советом директоров Общества 20.02.2005 (протокол N 1/05).
Письмом от 26.04.2005 N 5-18/ИЛ-1769 Федеральная служба возвратила Обществу представленные на государственную регистрацию выпуска акций документы без рассмотрения в связи с истечением срока их представления, установленного в Законе.
Полагая, что документы возвращены без рассмотрения неправомерно, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая бездействие Федеральной службы незаконным, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу части первой статьи 1 Закона документы для государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации, должны быть представлены не позднее года со дня вступления Закона в силу.
В соответствии с частью второй статьи 2 Закона акционерные общества, не представившие в указанный срок документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.
Между тем предъявление таких исков является правом, а не обязанностью уполномоченного органа, на что обоснованно указано в обжалуемых судебных актах. Иные последствия пропуска срока на представление документов для государственной регистрации выпусков акций Законом не предусмотрены.
Поскольку из Закона не следует, что истечение срока лишает акционерное общество права представить документы для государственной регистрации выпуска акций, довод Федеральной службы о пресекательном характере установленного Законом срока является несостоятельным.
Ссылка Федеральной службы на прекращение полномочий регистрирующего органа по рассмотрению документов, направленных для регистрации выпуска ценных бумаг, в связи с истечением установленного срока их представления также не основаны на нормах Закона.
В соответствии с частью третьей статьи 1 Закона регистрирующий орган обязан провести государственную регистрацию выпуска акций и отчета об итогах выпуска или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации не позднее 60 дней с даты получения всех необходимых документов.
С учетом приведенных положений Закона суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа права возвратить представленные на государственную регистрацию выпуска акций документы без рассмотрения и обязал Федеральную службу принять документы Общества на государственную регистрацию выпуска акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации.
Нарушений или неправильного применения судом обеих инстанций норм материального либо процессуального права кассационная инстанция не усматривает.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2006 по делу N А56-24788/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поводом для обращения ЗАО в суд с требованием о признании незаконным бездействия органа ФСФР России послужило оставление без рассмотрения заявления Общества о регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об их размещении.
Федеральный арбитражный суд округа поддержал позицию нижестоящих судов о неправомерности возврата органом ФСФР России документов заявителю без рассмотрения и пояснил следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" документы для регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации, должны быть представлены не позднее года со дня вступления Закона в силу. Акционерные общества, не представившие в указанный срок документы для регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц. Между тем предъявление таких исков является правом, а не обязанностью уполномоченного органа. Иные последствия пропуска срока на представление документов регистрации Законом не предусмотрены. Поэтому суды обосновано пришли к выводу, что истечение указанного срока не лишает акционерное общество права представить документы для государственной регистрации выпуска акций.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 мая 2006 г. N А56-24788/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника