Решение Пермского краевого суда от 30 ноября 2022 г. по делу N 3а-627/2022
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Судневой В.Н, при ведении протокола помощником судьи Никулиной Е.В, с участием прокурора Вохмяниной Ю.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Золотарева Алексея Владимировича к Правительству Пермского края о признании не действующими со дня принятия пунктов 2636, 3698, 3888, 4267, 4725 таблицы 1 приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", установил:
Золотарев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края о признании недействующим с момента принятия в части нормативного правового акта.
В обоснование заявленных требований указал, что Правительством Пермского края 29 ноября 2021 года принято постановление N 940-п, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 г. (далее - Перечень на 2022 г.).
Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края"", вступило в силу.
В пункт 2636 Перечня на 2022 год включено здание с кадастровым номером **:507, площадью 862, 1 кв.м, расположенное по адресу: ****.
В пункт 3698 Перечня на 2022 год включено здание с кадастровым номером **:60, площадью 1189, 4 кв. м, расположенное по адресу: ****.
В пункт 3888 Перечня на 2022 год включено здание с кадастровым номером **:724, площадью 1074, 3 кв.м, расположенное по адресу: ****.
В пункт 4267 Перечня на 2022 год включено здание с кадастровым номером **:10430, площадью 444, 3 кв.м, расположенное по адресу: ****.
В пункт 4725 Перечня на 2022 год включено здание с кадастровым номером **:480, площадью 314, 5 кв.м, расположенное по адресу: ****, стр. 5.
Все указанные объекты недвижимости на день принятия оспариваемого нормативного правового акта принадлежали ему на праве собственности. Данные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в Перечень на 2022 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанный период времени здания не использовались ни в целях делового, административного или коммерческого назначения, ни в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, с учетом условий, определенных в статье 378.2 НК РФ.
Включение спорных зданий в Перечень на 2022 год нарушает его права и законные интересы, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налогов в большем размере, чем установлено действующим законодательством.
На основании вышеизложенного, административный истец просит признать недействующим со дня принятия пункты 2636, 3698, 3888, 4267, 4725 таблицы 1 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Административный истец Золотарев А.В. в судебном заседании участия не принимал, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Золотарева А.В. - Пысина Н.М. в судебном заседании участия не принимала, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании 30 ноября 2022 года представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кырова Н.В. просила отказать административному истцу в удовлетворении административного иска по доводам, указанным в возражениях на административное исковое заявление. Полагает, что здания правомерно включены в оспариваемый Перечень в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кырову Н.В, заключение прокурора Вохмяниной Ю.М, полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 372, 378.2, 399 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года N107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Постановление Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка их принятия и опубликования. По данному основанию участниками судебного разбирательства нормативный правовой акт Правительства Пермского края не оспаривается.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года N 140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой признано 1 января 2018 года (статьи 1 и 2).
В соответствии со статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в частности в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв.м. и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв.м.
В пункт 2636 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского кря от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", включен объект недвижимости с кадастровым номером **:507, площадью 862, 1 кв.м, расположенный по адресу: ****.
В пункт 3698 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского кря от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", включен объект недвижимости с кадастровым номером **:60, площадью 1189, 4 кв. м, расположенный по адресу: ****.
В пункт 3888 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского кря от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", включен объект недвижимости с кадастровым номером **:724, площадью 1074, 3 кв.м, расположенный по адресу: ****.
В пункт 4267 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского кря от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", включен объект недвижимости с кадастровым номером **:10430, площадью 444, 3 кв.м, расположенный по адресу: ****.
В пункт 4725 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского кря от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", включен объект недвижимости с кадастровым номером **:480, площадью 314, 5 кв.м, расположенный по адресу: ****, стр. 5(л.д.44).
Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2021г. N940-п издано в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции (опубликовано на официальном сайте), что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года N107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5октября2007года N223-П, указа Губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года N 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункта 4 указа Губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края".
Проверяя порядок принятия, опубликования (обнародования) оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения его в действие, что не оспаривается административным истцом.
Из материалов административного дела следует, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Золотареву А.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- здание с кадастровым номером **:507, площадью 862, 1 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: здание административно-бытового корпуса, количество этажей 2, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: **** (л.д. 154-155);
- здание с кадастровым номером **:60, площадью 1189, 4 кв. м, назначение: нежилое, наименование: административное здание с проходной, количество этажей 3, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: **** (л.д.158-159);
- здание с кадастровым номером **:724, общей площадью 1074, 3 кв.м, назначение: нежилое, наименование: 1-этажное административное здание с 2-мя 2-этажными пристроями, со служ. строениями, количество этажей 2, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: **** (л.д. 162-163);
- здание с кадастровым номером **:10430, общей площадью 444, 3 кв.м, назначение: нежилое, наименование: здание гаража, административно-бытового корпуса, количество этажей 2, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: **** (л.д. 160-161);
- здание с кадастровым номером **:480, общей площадью 314, 5 кв.м, назначение: нежилое, наименование: двухэтажное блочное здание административно-бытового корпуса, количество этажей 2, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: ****, стр. 5 (л.д. 156-157);
По сведениям, полученным из ФГБУ "ФКП Росреестра по Пермскому краю"(л.д.152-153)по состоянию на дату оспариваемого нормативного правового акта вышеуказанные объекты недвижимого имущества расположены на следующих земельных участках:
- объект с кадастровым номером **:507 расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером **:4 с видом разрешенного использования земельного участка по документу - "Газонаполнительная станция", по классификатору Росреестра "Для иного использования";
- объект с кадастровым номером **:60 расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером **:21 с видом разрешенного использования земельного участка по документу - "Для использования под производственную базу", по классификатору Росреестра "Для иного использования";
- объект с кадастровым номером **:724 расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером **:11 с видом разрешенного использования земельного участка по документу - "Для производственной цели", по классификатору Росреестра "Для иного использования";
- объект с кадастровым номером **:10430 расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами **:52, **:413; вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:52 по документу - "Для нужд газоснабжения (для размещения гаража)", по классификатору Росреестра "Земли запаса (неиспользуемые)"; вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:413 по документу - "Для нужд газовой промышленности (газонаполнительная станция)", по классификатору Росреестра - "Для прочих специальных целей";
- объект с кадастровым номером **:480 расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером **:58 с видом разрешенного использования земельного участка по документу - "Объекты придорожного сервиса", по классификатору Росреестра "Для размещения объектов специального назначения".
Изложенные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельством о государственной регистрации права, вид разрешенного использования земельных участков не изменялся (л.д. 121-122, 125-126, 129-130, 133-134, 137-138).
Таким образом, Здания расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов бытового обслуживания населения.
В связи с изложенным вопрос о включении Зданий в Перечень должен был разрешаться с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в кадастровых паспортах данных объектов или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на назначение Зданий - для размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, для размещения объектов общественного питания не менее 20 процентов общей площади административного здания.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 10 августа 2003 года, нежилое здание с кадастровым номером **:507 представляет собой двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, Промышленная ул, д. 100, площадью 862, 1 кв. метр и включает в себя помещения с назначением: "архив", "туалет", "кабинет", "коридор", "душевая", "раздевалка", "приемная", "операторская", "тамбур", "умывальник", "сушилка", "комната электрика", "вспомогательное помещение", "бытовое помещение", "парилка", "бассейн", "комната отдыха", "тренажерный зал" (л.д. 148-151).
Наличие в здании помещений, имеющих согласно техническому паспорту назначение "кабинет", не тождественно понятию "офис", не свидетельствует о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правовых оснований для учета помещений "тренажерный зал" и "бассейн" в качестве объектов бытового обслуживания не имеется.
В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 57015-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Услуги бассейнов. Общие требования (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 20 июля 2016 г. N 860-ст) к основным функциям бассейнов относят оздоровительные, спортивные и рекреационные.
Пунктом 5.3.2 ГОСТ Р 57116-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Фитнес-услуги. Общие требования к фитнес-объектам (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 4 октября 2016 г. N 1304-ст) тренажерные залы отнесены к основным функциональным фитнес-зонам, в которых оказываются физкультурно-оздоровительные услуги.
Исходя из положений ГОСТ Р 50646-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Термины и определения (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 г. N 1612-с) услуги культуры, спорта, туризма, организация отдых и досуга относятся к социально-культурным услугам, а не к бытовым услугам.
При таких обстоятельствах отнесение тренажерного зала и бассейна, находящегося в спорном здании, к числу помещений, предназначенных для использования в целях бытового обслуживания, не основано на нормах действующего законодательства.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 31 октября 2007 года, нежилое здание с кадастровым номером **:60 представляет собой трехэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: ****, площадью 1290, 2 кв. метр и включает в себя помещения с назначением: "кабинет", "бухгалтерия" "склад", "коридор", "помещение", "тамбур", "диспетчерская", "столовая", "моечная", "разделочная", "проходная", "душевая", "гардеробная", "лестничная клетка", "умывальня", "туалет", "зал" (л.д.95-100).
Как усматривается из материалов дела, помещения с наименованием "столовая" расположены на первом этаже здания (л.д. 99).
Определение "столовая" приводится в пункте 1.4.7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 N 848-п, согласно которому объект общественного питания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в которых оказываются услуги общественного питания, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 2 "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" под общественным питанием (индустрией питания) понимается самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Однако, доказательств, подтверждающих, что в здании с кадастровым номером **:60 размещен объект общественного питания для оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятий и не являющейся определенным этапом такой деятельности, административным ответчиком суду не представлено.
Осмотр спорного объекта недвижимости в целях установления его фактического использования на момент формирования и утверждения Перечня на 2022 год, до начала соответствующего налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края не проводился.
Наличие помещений с наименованием "столовая" не свидетельствует об однозначном отнесении этих помещений к объектам общественного питания. В пунктах 20 - 40 национального стандарта Российской Федерации "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" содержится перечень типов предприятий общественного питания. При этом стандарт не относит к самостоятельным объектам общественного питания обеденный зал, кухню, моечную.
По смыслу пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, одно только наименование здания, само по себе, не может служить основанием для включения его в Перечень в целях налогообложения из кадастровой стоимости.
Таким образом, использование административным истцом помещений в указанном здании не отвечает критериям установленным "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования".
Как следует из экспликации к техническому паспорту нежилое здание с кадастровым номером **:60 включает в себя помещения с наименованием "столовая" площадью 172, 3 кв.м. (13, 3%), которые занимают менее 20% от общей площади здания -1290, 2 кв.м.
Следовательно, отнесение указанного здания к объекту общественного питания по признакам, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нельзя признать законным.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 27 февраля 2004 года, нежилое здание с кадастровым номером **:724 представляет собой двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: ****, площадью 1074, 3 кв. метр и включает в себя помещения с назначением: "гараж", "мастерская", "раздевалка", "сауна", "душевая", "умывальная", "туалет", "коридор", "котельная", "кабинет", "абонентский зал", "касса", "комната отдыха", "склад", "помещение", "кладовка", "красный уголок", "архив" (л.д. 102-107).
Назначение помещений не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в связи с чем не позволяет отнести здание к административно-деловым и торговым центрам.
Помещение с назначением "склад" не может быть отнесено к объектам торговли.
Согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 поименованного Национального стандарта Российской Федерации торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Следовательно, если такой объект недвижимости как склад и используется в деятельности по продаже товаров (услуг), он может быть признан предназначенным или используемым для размещения торговых объектов только в случае, если он включает в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.
Помещение с назначением "мастерская" не может быть однозначно отнесено к объектам бытового обслуживания в силу следующего.
Действительно, согласно п. 90 "ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" к предприятиям бытового обслуживания относится мастерская: Небольшое производственное или ремонтное предприятие бытового обслуживания населения или его отделение по оказанию некоторых бытовых услуг населению (ремонт обуви, пошив одежды и т.п.).
Суд не находит оснований рассматривать данное понятие как назначение помещений с наименование "мастерские", поскольку из буквального содержания п. 90 ГОСТ Р 57137-2016 следует, что в нем приводится понятие одного из видов предприятий бытового обслуживания. В понятии не содержится такого признака, как назначение или наименование помещения, в котором размещается данный вид предприятия (мастерская).
При этом назначение помещения "мастерские" является значительно более широким и не ограничивается сферой бытового обслуживания.
Кроме того, в "ГОСТ 58759-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения" мастерские отнесены к видам производственных мобильных зданий и включают такие разновидности, как ремонтно-механическая, инструментальная, электротехническая, санитарно-техническая, столярно-плотничная, подготовки отделочных материалов, арматурная, диагностическая, ремонта средств малой механизации, ремонта строительных машин, ремонта автомобилей.
Таким образом, виды мастерских не исчерпываются бытовым обслуживанием, а могут быть производственными или творческими, что не позволяет однозначно отнести помещения с назначением "мастерские" к объектам бытового обслуживания.
Исходя из установленных обстоятельств, по сведениям технической документации невозможно сделать вывод о предназначении спорного здания для использования в целях делового, административного назначения либо в целях размещения объектов бытового обслуживания.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 23 ноября 2005 года, нежилое здание с кадастровым номером **:10430 представляет собой двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: ****, площадью 444, 30 кв. метр и включает в себя помещения с назначением: "комната дежурного", "комната кладовщика", "коридор", "раздевалка", "туалет", "комната отдыха", "комната для приема пищи", "тамбур", "гараж", "слесарная", "мастерская", "технический кабинет", "кабинет контролера", "кабинет бухгалтера", "кабинет начальника" (л.д. 112-118).
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 16 декабря 2002 года, нежилое здание с кадастровым номером **:480 представляет собой двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: ****, стр. 5, площадью 314, 5 кв. метр и включает в себя помещения с назначением: "тамбур", "коридор", "комната", "лестница", "туалет", "душевая", "сауна", "кладовка", "раздевалка", "умывальная", "гараж", "электрощитовая", "учебный класс", "лаборатория" (л.д. 140-146).
Назначение вышеуказанных помещений, расположенных в зданиях не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в связи с чем не позволяет отнести здание к административно-деловым и торговым центрам.
Исходя из анализа технической документации на принадлежащие административному истцу объекты недвижимого имущества, в спорных зданиях отсутствуют площади, предназначенные для размещения в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания как самостоятельных объектов.
В своих возражениях на административное исковое заявление и в судебном заседании представитель Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кырова Н.В. указывает, что основанием для включения принадлежащих на праве собственности Золотареву А.В. объектов недвижимости с кадастровыми номерами **:507, **:60, **:724, **:10430, **:480 в Перечень на 2022 год послужило наименование объектов недвижимого имущества, согласно информации, представленной ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю, а также указание в технических паспортах на использование их по назначению.
Позиция административного ответчика о возможности включения зданий в Перечень на 2022 год по их наименованию противоречит положениям пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым к признакам административно-делового или торгового центра отнесено не наименование здания, а назначение, разрешенное использование или наименование помещений в этом здании. То обстоятельство, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в наименовании спорных зданий имеется слово "административное", о правомерности его включения в Перечень само по себе, без учета содержащихся в экспликации наименования и назначения помещений, его образующих, а также без проведения мероприятий по определению вида их фактического использования, свидетельствовать не может.
Обследование фактического использования зданий и помещений в них Правительством Пермского края с целью включения объектов недвижимости в Перечень на 2022 год не проводилось.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечень, не представлено.
Учитывая, что на момент включения зданий с кадастровыми номерами **:724, **:507, **:480, **:60, **:10430 в Перечень на 2022 год, Правительство Пермского края не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении зданий в качестве административно-делового центра или торгового центра (комплекса), а также о размещении в них офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании более 20 процентов их общей площади для этих целей, суд приходит к выводу о необоснованности включения в оспариваемый Перечень на 2022 год указанных объектов недвижимости, принадлежащих Золотареву А.В.
Таким образом, доказательств, достаточных для подтверждения фактического использования названных зданий под размещение офисов, как критерия включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административным ответчиком не представлено, судом не установлено, а потому здания, вопреки утверждениям представителя Правительства Пермского края, не могут быть признаны объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета также нельзя сделать безусловный вывод о том, что спорные объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу, являются объектами делового, административного или коммерческого назначения, торговли, общественного питания или бытового обслуживания по предназначению.
Как установлено судом, виды разрешенного использования земельных участков, в переделах которых находятся спорные здания, принадлежащие административному истцу на праве собственности ("Газонаполнительная станция", "Для размещения объектов специального назначения", "Для использования под производственную базу", "Для нужд газоснабжения", "Для производственной цели") не отвечают положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, сведения в ЕГРН носят лишь информационный характер и, не имеют приоритетного значения при решении вопроса о виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства предназначения или фактического использования не менее 20 процентов общей площади зданий в целях размещения офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, отнесение спорного объекта недвижимости к категории административно-деловых центров или торговых центров (комплексов) к категории объектов, предназначенных для общественного питания, по признакам, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нельзя признавать законным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать соответствующий пункт Перечня недействующим с даты принятия оспариваемого постановления.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Золотарева Алексея Владимировича удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункты 2636, 3698, 3888, 4267, 4725 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.