Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июня 2006 г. N А56-19755/2005
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2007 г.
См. также новое рассмотрение дела: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 октября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Санкт-Петербургу Тихонова С.Ю. (доверенность от 11.01.2006 N 03/06), от государственного унитарного производственного ремонтно-эксплуатационного предприятия "Прогресс" Слепченок В.О. (доверенность от 04.07.2005),
рассмотрев 01-05.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2005 (Зотеева Л.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2006 (судьи Масенкова И.В., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.) по делу N А56-19755/2005,
установил:
Государственное унитарное производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие "Прогресс" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 20.04.2005 N 11/4816.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2006, требования Предприятия удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении требований Предприятия.
По мнению подателя жалобы, Предприятие неправомерно воспользовалось льготой по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), предусмотренную подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку операции по оказанию жилищно-эксплуатационных услуг не льготируются.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Предприятия представил отзыв и просил оставить судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв с 01.06.2006 по 05.06.2006.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Предприятие в 2004 году предоставляло в пользование жилые помещения в жилищном фонде и оказывало жилищно-эксплуатационные услуги.
Предприятие представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за ноябрь 2004 года и налоговую декларацию по НДС за декабрь 2004 года, в соответствии с которыми заявило в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ стоимость необлагаемых реализованных работ и услуг в сумме 1 317 854 руб. и 1 316 148 руб. соответственно.
Инспекция провела камеральную проверку представленных деклараций, по результатам которой приняла решение от 20.04.2005 N 11/4816 о привлечении Предприятия к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 94 826 руб. штрафа. Кроме того, Предприятию предложено уплатить 237 214 руб. НДС за ноябрь 2004 года и 236 907 руб. за декабрь 2004 года, а также внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.
Основанием для принятия такого решения послужил вывод налогового органа о том, что Предприятие неправомерно воспользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку данная льгота предоставляется только налогоплательщикам, оказывающим услуги по предоставлению в пользование жилых помещений. На операции по реализации услуг по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда всех форм собственности названная льгота не распространяется. Таким образом, по мнению Инспекции, от налогообложения освобождается только плата, которую собственник взимает непосредственно за наем жилого помещения.
Предприятие, не согласившись с решением налогового органа, обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Предприятием требования и признавая решение Инспекции от 20.04.2005 N 11/4816 недействительным в полном объеме, судебные инстанции сделали вывод о том, оказываемые Предприятием услуги по предоставлению в пользование жилых помещений всех форм собственности включают в себя оказание услуг по обслуживанию жилого фонда, на которые, таким образом, распространяется действие льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а право заявителя на налоговые вычеты по НДС может быть им реализовано при представлении налоговому органу уточненных налоговых деклараций за проверенный период.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции неправильно применили нормы материального и процессуального права.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является (признается) объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Реализацией работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищное фонде всех форм собственности.
Согласно Федеральному закону "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 года.
До 1 января 2004 года в силу статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик являлся балансодержателем жилищного фонда, переданного ему на праве хозяйственного ведения от собственника этого фонда - города Санкт-Петербурга.
В соответствии с Уставом Предприятия, его основной деятельностью является надлежащее содержание, эксплуатация, ремонт и обслуживание полученного жилищного фонда, предоставление в пользование жилых помещений, получение квартирной платы от нанимателей.
Предприятие заключало с гражданами от имени Санкт-Петербурга договоры социального найма жилых помещений, в соответствии с которыми наймодатель обязуется предоставить нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование пригодное для постоянного проживания жилое помещение государственного жилищного фонда и обеспечить предоставление за плату коммунальных и иных услуг. Также Предприятие заключало с гражданами на техническое обслуживание и ремонт квартир, находящихся в личной собственности граждан.
Статьями 50 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.
По договору найма одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (пункт 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующими предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.
Согласно Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 N 415, наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическую и тепловую энергию и другие услуги) по утвержденным в установленном порядке тарифам (подпункт "д" пункта 9), а наймодатель обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда: систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них; обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, к эксплуатации в зимних условиях (пункт 16).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 (в редакции от 21.01.2003) предусмотрена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включающая плату:
за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
за капитальный ремонт жилищного фонда;
за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163 (в редакции от 01.07.2003), услуга по предоставлению в пользование жилых помещений относится к жилищным услугам, поименованным в общем разделе 041000 "Жилищные услуги, услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания" и классифицируется по коду 041101 "Предоставление жилых помещений по договору найма в домах всех форм собственности". То есть, оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в домах всех форм собственности является самостоятельным видом деятельности налогоплательщика, и, следовательно, именно данный вид услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость с 1 января 2004 года на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
На операции по реализации услуг по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, текущему ремонту общего имущества жилого дома вышеуказанная льгота по НДС не распространяется, и поэтому такие операции облагаются данным налогом в общеустановленном порядке.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 149 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями указанной статьи, обязаны вести раздельный учет таких операций.
При таких обстоятельствах следует признать, что в силу подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС в проверенном периоде освобождаются операции по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, в результате которых взимается плату за наем жилых помещений.
Оплата остальных услуг, оказываемых жилищно-эксплуатационными организациями как нанимателям, так и собственникам жилого помещения, в том числе и по содержанию общего имущества жилого дома, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общем порядке. Никаких других исключений из этого правила положения статьи 149 НК РФ не предусматривают.
В договорах социального найма и договорах на техническое обслуживание и ремонт квартир, находящихся в личной собственности граждан, как таковая плата за наем жилых помещений заявителем не взималась.
В 2004 году в проверенном периоде в Санкт-Петербурге действовал Закон Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 308-48 "О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов", которым не предусмотрено взимание отдельно платы за наем жилых помещений в отличие от платы за содержание и текущий ремонт жилых домов.
Таким образом, в 2004 году в проверенном периоде льготировалась в части исчисления и уплаты НДС только плата за наем жилого помещения.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии у заявителя льготы по НДС не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах и является ошибочным.
Вместе с тем в материалах дела имеются сведения о том, что в проверенном периоде Предприятие имеет право на налоговые вычеты по НДС за ноябрь и декабрь 2004 года соответственно в суммах 115 969 руб. и 153 413 руб. (том 1, листы дела 102, 134-135).
Согласно статья 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 названного Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ). Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
В данном случае на суды, ни налоговый орган не учли, что заявитель имеет в проверенном периоде в соответствии с положениями статей 172 и 173 НК РФ право налоговые вычеты, которые должны быть учтены при принятии налоговым органом решения о доначислении НДС, соответственно пеней и штрафа, а не при подаче отдельных уточненных деклараций.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта является несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо предложить сторонам провести сверку расчетов в части налоговых вычетов по НДС за проверенный период, после чего скорректировать на сумму налоговых вычетов сумму доначисленного НДС, соответственно пеней и штрафа и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2006 по делу N А56-19755/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2006 г. N А56-19755/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника