Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 июня 2006 г. N А13-11838/2005-27
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кочеровой Л.И., Малышевой Н.Н., рассмотрев 31.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.12.2005 по делу N А13-11838/2005-27 (судья Кудин А.Г.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Кудряшовой Светланы Николаевны 450 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год, уплачиваемым в виде фиксированного платежа, и 46,85 руб. пеней за их несвоевременную уплату.
Решением суда от 23.12.2005 Управлению отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленное требование. По мнению подателя жалобы, перечисленные Кудряшовой С.Н. страховые взносы, не могут быть зачтены как уплаченные, поскольку в квитанциях на уплату предприниматель указал коды бюджетной классификации для уплаты страховых взносов за наемных работников вместо кодов, предусмотренных для уплаты взносов в виде фиксированного платежа.
Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование задолженность Кудряшовой С.Н. по уплате страховых взносов на конец расчетного периода (2004 год) составила 450 руб., в том числе 300 руб. - на страховую часть трудовой пенсии и 150 руб. - на накопительную. Страховые взносы в указанных суммах были уплачены Кудряшовой С.Н. 24.01.2005. Однако согласно квитанциям Сбербанка России (листы дела 16 - 17), вместо кодов бюджетной классификации, предназначенных для зачисления фиксированного платежа (коды 18210202030061000160 и 182102020400610000160) предприниматель указала коды для зачисления страховых взносов за наемных работников (18210202010061000160 и 18210202020061000160).
Посчитав в данном случае обязанность страхователя по уплате фиксированного платежа не исполненной, Управление направило Кудряшовой С.Н. требование от 09.09.2005 N 11/157 об уплате задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию в сумме 450 руб. за 2004 год, в том числе 300 руб. по коду 18210202030061000160 на финансирование страховой части трудовой пенсии и 150 руб. по коду 182102020400610000160 -на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также об уплате 46, 85 руб. пеней.
Поскольку Кудряшова С.Н. в установленный срок требование от 09.09.2005 N 11/157 не исполнила, а в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в судебном порядке, Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с плательщика неуплаченной суммы страховых взносов.
Суд первой инстанции, установив, что задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год в сумме 450 руб. Кудряшовой С.Н. погашена добровольно, при этом указанные денежные средства поступили на счет Пенсионного фонда, отказал Управлению в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи - индивидуальные предприниматели обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Положениями статьи 24 Закона N 167-ФЗ установлен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов, в силу пунктов 1, 4 статьи 26 Закона N 167-ФЗ, обеспечивается пенями, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, суммы страховых взносов в виде фиксированного платежа, при уплате которых предприниматель ошибочно в платежных документах указал код бюджетной классификации, предусмотренный для учета поступивших страховых взносов на обязательное пенсионное страхование наемных работников, в любом случае поступают на счет территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, поэтому у территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации отсутствуют основания для повторного взыскания с плательщиков поступивших сумм страховых взносов, учтенных по коду бюджетной классификации не в соответствии с фактическим назначением платежа.
Поскольку в данном случае спорная, сумма страховых взносов, уплаченная предпринимателем, поступила на счет Управления Пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявления.
Кассационной инстанцией отклоняются доводы Управления о том, что оно не имеет возможности провести зачет суммы страховых взносов, уплаченной предпринимателем и учтенной по его вине по кодам бюджетной классификации, установленным для учета поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование наемных работников, в счет погашения недоимки за 2004 год в виде фиксированного платежа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, числящейся за предпринимателем, поскольку не обладает такими полномочиями. Зачет, считает Управление, может провести только налоговый орган как администратор поступлений страховых взносов. Приведенный довод, по мнению кассационной инстанции, не может являться основанием для повторного взыскания с плательщика уже уплаченных им и поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов.
Между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации в целях обеспечения координации и эффективного взаимодействия при выполнении задач, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Законом N 167-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, 02.12.03 заключено Соглашение по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (ныне - Федеральная налоговая служба России) и Пенсионным Фондом Российской Федерации.
В соответствии с достигнутым Соглашением органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, в частности, обеспечивают передачу налоговым органам следующей информации.
На региональном уровне - сведения о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период, а также суммах задолженности по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода, а также сведения о переданных налоговыми органами и взысканных (не взысканных) органами Пенсионного Фонда Российской Федерации в судебном порядке суммах недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с указанием причин невзыскания по форме, приведенной в приложении к Соглашению, с приложением копий решений суда, по которым отказано во взыскании, не реже 1 раза в квартал (пункты 3.1 и 3.5 Соглашения).
Налоговые органы в соответствии с пунктами 2.1, 2.6, 2.7 Соглашения в свою очередь представляют органам Пенсионного Фонда Российской Федерации следующую информацию.
Копии электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) в части платежей, относящихся к ПФР. Указанные документы передаются налоговыми органами органам Пенсионного Фонда Российской Федерации по мере поступления информации из органов федерального казначейства и формирования соответствующего файла для передачи в органы ПФР.
Сведения о зачете, не требующем оформления заключениями по установленной форме, в части платежей, относящихся к ПФР, в 10-дневный срок, исчисляемый с даты вынесения соответствующего решения.
Сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 дней после обработки представленных расчетов по авансовым платежам (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Сведения о суммах задолженности и переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по налогоплательщикам, переданным в налоговый орган по новому месту их постановки на учет, в течение 15-ти дней после передачи пакета документов.
Таким образом, вопрос о правильном учете (в соответствии с фактическим назначением платежа) поступивших на счета подразделений Пенсионного Фонда Российской Федерации страховых взносов может быть решен налоговыми органами и органами Пенсионного Фонда Российской Федерации самостоятельно путем взаимодействия и на основании решения суда по настоящему делу, которым установлена фактическая уплата предпринимателем Кудряшовой Светланой Николаевной страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год в виде фиксированного платежа, а не страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за наемных работников.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.12.2005 по делу N А13-11838/2005-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2006 г. N А13-11838/2005-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника