Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июня 2006 г. N А21-4541/2005-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Кочеровой Л.И., Малышевой Н.Н., при участии от индивидуального предпринимателя Рогового Виктора Семеновича - Неженцева В.В. (доверенность от 12.10.05),
рассмотрев 31.05.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рогового Виктора Семеновича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.08.05 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.06 (судьи Фокина Е.А., Петренко Т.И., Старовойтова О.Р.) по делу N А21-4541/2005-С1,
установил:
Индивидуальный предприниматель Роговой Виктор Семенович обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Калининградской таможни (далее - таможня) от 02.06.05 по делу об административном правонарушении N 10205000-1358/04 о назначении предпринимателю административного наказания на основании части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.08.05 предпринимателю отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.02.06 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты, ссылаясь на отсутствие его вины в недостоверном декларировании, поскольку сведения, содержащиеся в таможенной декларации, указаны исходя из данных технического паспорта транспортного средства, полученного за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Кроме того, по мнению Рогового B.C., размер штрафа исчислен таможней с нарушением требований Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон), а при осуществлении контрольных мероприятий и совершении процессуальных действий не соблюдены положения статей 378, 382 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и статей 25.1, 26.4 КоАП РФ.
Предприниматель также считает, что таможенный орган не установил фактическую дату выпуска автобуса, под которой понимается момент введения товара в гражданский оборот.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей таможни, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что предприниматель Роговой B.C. подал в таможню грузовую таможенную декларацию N 10205030/040604/0017261, согласно которой в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления заявлен товар - бывший в употреблении пассажирский автобус "NEOPLAN N 116", дата выпуска - октябрь 1997 года. При таможенном оформлении предприниматель присвоил товару код 8702101999 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД), которому соответствует ставка таможенной пошлины в размере 20 процентов таможенной стоимости. После выпуска товара произведена автотехническая экспертиза, в ходе которой установлено, что датой выпуска автобуса является январь 1997 года. Выводы эксперта отражены в заключении от 18.11.04 N 2744.
Результаты экспертизы послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку ввезенный автобус с учетом даты его выпуска классифицируется в товарной субпозиции 8702101991 ТН ВЭД, которой соответствует ставка таможенной пошлины в размере 3 евро за 1 куб. см объема двигателя.
По итогам административного расследования таможенный орган составил в отношении заявителя протокол от 13.05.05 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением таможни предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере одной второй суммы неуплаченных таможенных платежей, что составило 1 056 825 руб. 44 коп.
Отказывая Роговому B.C. в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций установили факт заявления им в таможенной декларации недостоверных сведений о технических характеристиках транспортного средства, коде ТН ВЭД и таможенной стоимости товара.
Ссылки предпринимателя на отсутствие его вины в недостоверном декларировании отклонены судами обеих инстанций, поскольку заявитель доверил таможенное оформление автобуса третьим лицам, не осуществлял за ними надлежащий контроль, не обращался в экспертные учреждения, к дилерам в России с запросом о точной дате выпуска товара, не воспользовался правом осмотра товара до подачи таможенной декларации, то есть действовал без должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для надлежащего исполнения таможенных обязанностей.
Кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, а изложенные в обжалуемых судебных актах выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 2 статьи 16.2 КоАП РФ (в редакции, действующей с 01.10.04 и применяемой в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ) заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно Таможенному тарифу Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.01 N 830, в товарной субпозиции 8702101999 ТН ВЭД классифицируются бывшие в эксплуатации моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2 500 куб. см; в субпозиции 8702101991 ТН ВЭД - те же транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более 7 лет.
В соответствии с пунктом 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД для юридических целей классификация товара в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам.
Как указано в пункте 1 дополнительных примечаний к товарной группе 87 ТН ВЭД, при отсутствии документального подтверждения даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства.
Согласно материалам дела дата выпуска автобуса подтверждена предпринимателем при таможенном оформлении техническим паспортом и таможенным органом по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, не определялась, а использование информации, полученной после выпуска товара, не допускается нормативными правовыми актами в целях отнесения его к тому или иному коду ТН ВЭД.
Кроме того, заключение эксперта от 18.11.04 N 2744 о дате выпуска автобуса целиком и полностью основано на информации завода-изготовителя, представленной его официальным представителем в Российской Федерации. В деле также имеется письмо общества с ограниченной ответственностью "МАН Автомобили Россия" от 02.03.05 N Вr-338/05, в котором указана дата производства транспортного средства: январь 1997 года. Между тем из названных документов невозможно установить, к какому моменту приурочена указанная дата: к дате схода автобуса с конвейера, его регистрации на заводе-изготовителе, выдачи технических документов, введения в гражданский оборот, регистрации в каких-то иных органах или какой-либо другой дате, с которой законодательство страны происхождения товара связывает момент его производства.
Следовательно, заключение эксперта от 18.11.04 N 2744 и письмо официального представителя производителя в Российской Федерации не подтверждают соответствие даты выпуска транспортного средства моменту его изготовления, определяемому по правилам, действующим в Российской Федерации.
Помимо прочего, следует отметить, что автотехническая экспертиза произведена с грубым нарушением требований пунктов 3, 5 статьи 378 ТК РФ: постановление о ее назначении не выносилось и до сведения декларанта не доводилось, в связи с чем он был лишен возможности реализовать права, предоставленные пунктом 1 статьи 382 ТК РФ.
В силу части 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Таким образом, таможенный орган не доказал, что фактическая дата выпуска товара отличается от заявленной предпринимателем в таможенной декларации.
Ошибочным является и вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии вины предпринимателя в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).
Согласно материалам дела таможенная декларация заполнена на основании имевшихся в распоряжении предпринимателя сведений: технического паспорта, экспертного заключения специалиста общества с ограниченной ответственностью "Инмар-Стандарт" Шкурко С.Е. от 04.06.04 N 144, других товаросопроводительных документов.
Какие-либо основания полагать, что содержащиеся в названных документах сведения о дате выпуска автобуса являются недостоверными и требуют дополнительной проверки, у заявителя отсутствовали, а установить фактическую дату выпуска и подлинность технического паспорта путем визуального осмотра невозможно. Об этом, в частности, свидетельствуют показания Шкурко С.Е., лично осмотревшей автобус (протокол опроса от 28.01.05), инспектора таможни Чивиль Е.А., у которой в ходе таможенного оформления товара не возникло сомнений в подлинности технического паспорта (протокол опроса от 14.03.05). Более того, для выявления подчисток в техническом паспорте, механического удаления первичных штрихов с последующим нанесением на данные участки другого текста таможне понадобилось технико-криминалистическое исследование документов (заключение эксперта от 21.02.05 N 155).
Следовательно, суды обеих инстанций, по существу, предъявили повышенные требования к заботливости и осмотрительности заявителя по сравнению с должностным лицом таможенного органа, осматривавшим товар и документы и не обнаружившим при таможенном оформлении фальсификацию технического паспорта. По мнению кассационной инстанции, это недопустимо, поскольку административный орган обладает значительно большим арсеналом правовых и технических средств для выполнения возложенных на него обязанностей, чем субъект предпринимательской деятельности.
Обращение в экспертные учреждения или к дилерам в России с запросом о точной дате выпуска товара сопряжено со значительными временными затратами, тогда как срок подачи таможенной декларации, по общему правилу, составляет 15 дней со дня предъявления товара таможенным брганам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита (пункт 1 статьи 129 ТК РФ).
Поручение таможенного оформления третьему лицу согласуется с положениями действующего законодательства о представительстве и не свидетельствует об отсутствии в действиях предпринимателя должной степени заботливости и осмотрительности при исполнении таможенных обязанностей. Кроме того, в случае подачи таможенной декларации самим заявителем либо осуществления надлежащего контроля за поверенными результат не был бы иным.
При таких обстоятельствах Роговой B.C. не предвидел, не мог и не должен был предвидеть, что заявление в таможенной декларации сведений о дате выпуска транспортного средства повлечет неуплату таможенных платежей.
Как следует из материалов дела, заявленная предпринимателем и принятая таможенным органом таможенная стоимость автобуса составляет 571 052 руб., что согласуется с экспертным заключением от 04.06.04 N 144. Корректировка таможенной стоимости в порядке, предусмотренном статьей 323 ТК РФ, таможней не производилась, бланк КТС не составлялся, дополнительные документы в обоснование заявленной таможенной стоимости у предпринимателя не запрашивались.
Вывод таможенного органа о том, что таможенная стоимость ввезенного заявителем автобуса составляет 2 832 233 руб., основан на пояснениях специалиста от 25.04.05, согласно которым основной метод определения таможенной стоимости не может быть применен в связи с непредставлением в таможню документов, позволяющих исследовать ее структуру.
Вместе с тем в силу пункта 4 статьи 323 ТК РФ, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости и достоверность представленных им сведений.
Возможности воспользоваться названным правом таможня предпринимателю не предоставила, в связи с чем вывод судов, первой и апелляционной инстанций о недостоверности заявленных Роговым B.C. сведений о таможенной стоимости является ошибочным.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 25.8 КоАП РФ в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также применении технических средств.
Согласно материалам дела старший инспектор отдела контроля таможенной стоимости таможни Анисимова О.В. привлечена в качестве специалиста не для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а для определения таможенной стоимости ввезенного предпринимателем автобуса, причем вне процедуры, установленной статьей 323 ТК РФ и статьями 18-24 Закона.
Помимо перечисленных нарушений, следует отметить, что вопреки требованиям пункта 2 статьи 18 и пункта 1 статьи 24 Закона таможенная стоимость определена таможней по резервному методу при отсутствии доказательств объективной невозможности получения и использования информации, удовлетворяющей условиям применения методов по цене сделки с идентичными, однородными товарами, вычитания и сложения стоимости.
При таких обстоятельствах таможня не обосновала размер наложенного на заявителя административного штрафа.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а заявление предпринимателя - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.08.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.06 по делу N А21-4541/2005-С1 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Калининградской таможни от 02.06.05 по делу об административном правонарушении N 10205000-1358/04 о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Рогового Виктора Семеновича, проживающего по адресу: Калининградская область, город Багратионовск, улица Спортивная, 9-1 (свидетельство о государственной регистрации от 19.03.02 N 2167).
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2006 г. N А21-4541/2005-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника