Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 мая 2006 г. N А13-9441/2005-28
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Зубаревой Н.А., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 30.05.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 на решение от 12.12.05 (судья Тарасова О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 17.02.06 (судьи Хвостов Е.А., Виноградова Т.В., Богатырева В.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9441/2005-28,
установил:
Закрытое акционерное общество "Севергал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Череповцу (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области; далее -инспекция), выразившегося в непринятии решения о перечислении ему процентов на основании пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также об устранении нарушения прав и законных интересов общества путем обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - инспекция N 5) принять решение о начислении ему 765 384 руб. 10 коп. процентов за нарушение срока возврата НДС в порядке пункта 4 статьи 176 НК РФ и о начислении процентов с 12.02.05 по день фактического зачисления денежных средств в сумме 1 302 374 руб. на расчетный счет общества, исходя из 470 руб. 30 коп. за каждый день просрочки возврата денежных средств.
Решением суда от 12.12.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.06, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция N 5, ссылаясь на нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты в части обязания ее принять решение о начислении процентов. По мнению подателя жалобы, нормами законодательства о налогах и сборах не предусмотрено принятие налоговым органом, не нарушающим сроков возврата НДС, решения о начислении процентов.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в обоснование права на возмещение НДС общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС по ставке 0 процентов за сентябрь 2004 года и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы. Общество 19.01.05 подало в инспекцию заявление о возврате на его расчетный счет суммы налога, подлежащей возмещению.
Решением от 20.01.05 N 11-10/005 инспекция отказала в привлечении общества к налоговой ответственности за неполную уплату НДС за сентябрь 2004 года на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, однако предложила ему уплатить 11 976 890 руб. НДС.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным.
Арбитражный суд решением от 07.07.05 по делу N А13-2797/2005-28 признал решение инспекции от 20.01.05 N 11-10/005 недействительным и обязал инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов общества, приняв соответствующее решение.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта отделение федерального казначейства на основании заключения налогового органа от 29.08.05 N 12703 возвратило обществу 10 597 626 руб. НДС (платежное поручение от 31.08.05 N 49), но без подлежащих начислению процентов. Часть налога в сумме 1 302 374 руб. обществу не возвращена.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ, которым определены порядок и условия возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при осуществлении экспортных операций, налоговый орган в течение трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной декларации по ставке 0 процентов и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, обязан проверить обоснованность применения этой ставки и налоговых вычетов и принять решение о возврате (зачете) сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налога. Возврат сумм налога на добавленную стоимость осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа, а в случае наличия у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу на добавленную стоимость или иным налогам и сборам, задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке также по решению налогового органа.
В последнем абзаце пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков, установленных этой нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Требования, установленные пунктом 6 статьи 164 и пунктом 1 статьи 165 НК РФ, выполнены налогоплательщиком, заявление о возврате налога, предусмотренное пунктом 4 статьи 176 НК РФ, общество представило в налоговый орган 19.01.05.
Решением суда по делу N А13-2797/2005-28, которое имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, решение инспекции от 20.01.05 N 11-10/005 признано недействительным. Вынесение инспекцией неправомерного решения свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение. НДС в сумме 10 597 626 руб. фактически возвращен на расчетный счет налогоплательщика 31.08.05, то есть с нарушением установленного пунктом 4 статьи 176 НК РФ срока, а 1 302 374 руб. не возвращены налогоплательщику до настоящего времени.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным бездействие налогового органа и удовлетворили требования общества.
Кассационная инстанция считает ошибочным довод инспекции N 5 о том, что на нее необоснованно возложена обязанность принять решение о возмещении процентов за несвоевременный возврат НДС. По мнению налогового органа, нормами законодательства о налогах и сборах не предусматрено принятие налоговым органом, не нарушающим сроков возврата НДС, решения о начислении процентов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 и пунктом 1 статьи 30 НК РФ одним из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают налоговые органы, которыми являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации.
Согласно статьям 1-2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов. В силу статьи 10 названного Закона должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 входят в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, поэтому в пределах своей компетенции они должны исполнять возложенные на них обязанности, в том числе и по возмещению налогоплательщикам процентов за несвоевременный возврат сумм НДС.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.05 N 85н инспекция, в которой общество ранее состояло на налоговом учете, по акту приема-передачи от 02.09.05 передала инспекции N 5 дела и документы на налогоплательщика (общество). Согласно уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика общество 14.09.05, до вынесения судом решения, поставлено на учет в инспекции N 5.
Таким образом, с 14.09.05 к инспекции N 5 перешли все права и обязанности инспекции, касающиеся правоотношений последней с обществом возникших до указанной даты.
При таких обстоятельствах суд правомерно обязал инспекцию N 5 принять решение о начислении процентов за нарушение сроков возврата заявителю сумм НДС.
Кассационная коллегия обращает особое внимание на то, что инспекция N 5 не привела в кассационной жалобе никаких доводов относительно невозможности исполнения обжалуемых судебных актов. Кроме того, необходимо принять во внимание, что установленный статьей 176 НК РФ порядок возмещения процентов за нарушение срока возврата сумм НДС предусматривает их возмещение за счет средств бюджета, а не конкретного налогового органа. Суд кассационная инстанции также учитывает, что статьей 176 НК РФ предусмотрен возврат налогоплательщику процентов именно на основании решения налогового органа.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает судебные акты законными, а доводы жалобы направленными на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 12.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 17.02.06 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9441/2005-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2006 г. N А13-9441/2005-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника