Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 июня 2006 г. N А13-15432/2005-29
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Малышевой Н.Н., рассмотрев 01.06.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.12.05 по делу N А13-15432/2005-29 (судья Шадрина А.Н.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (далее - Управление, Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с Левичевой Людмилы Леонидовны 15 653 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год и 116, 02 руб. пеней.
Решением суда от 22.12.05 требования Управления Пенсионного фонда удовлетворены частично. С предпринимателя Левичевой Л.Л. взыскано 320 руб. задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной части трудовой пенсии и 10, 46 руб. пеней. В остальной части требования Управления оставлены без удовлетворения в связи с уплатой Левичевой Л.Л. страховых взносов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда в части отклоненных требований и удовлетворить требования полностью. По мнению подателя жалобы, перечисленные Левичевой Л.Л. страховые взносы не могут быть зачтены как уплаченные, поскольку в квитанциях на уплату она указала коды бюджетной классификации, предусмотренные для учета поступивших страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, в то время как Левичева Л.Л. в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию лиц, работающих по трудовому договору, в связи с чем была обязана уплатить страховые взносы по этому основанию. Перечисленные предпринимателем страховые взносы в соответствии с указанными в платежных поручениях кодами бюджетной классификации зачислены на лицевой счет самого предпринимателя как фиксированный платеж, а на лицевых счетах застрахованных лиц - наемных работников, поступление страховых взносов не отражено.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Левичева Л.Л. в установленные законодательством сроки 15.10.04 и 17.01.05 уплатила 15 333 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о чем свидетельствуют квитанции Сбербанка России (листы дела 17-19), однако вместо кодов бюджетной классификации, установленных для зачисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование наемных работников (коды 1010610 и 1010620), указала коды, предусмотренные для зачисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование самого предпринимателя, в виде фиксированного платежа (1010611 и 1010621). Обнаружив описки в указании кодов в платежных документах, предприниматель Левичева Л.Л. с письмом от 09.02.05 обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Вологде (далее - Инспекция) с просьбой о переводе перечисленных денежных средств с кода на код. Поскольку Инспекция не произвела никаких действий по заявлению предпринимателя, Левичева Л.Л. 16.02.05 представила в Управление Пенсионного фонда ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ - 11) за 2004 год, в которой указала задолженность по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3 309 руб., а на страховую часть - 12 344 руб. Общая сумма задолженности составила 15 653 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для направления Управлением Пенсионного фонда страхователю требования от 30.06.05 N 40/158 об уплате задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию в сумме 15 653 руб. за 2004 год и 511, 54 руб. пеней в срок до 18.08.05.
Предприниматель Левичева Л.Л. не исполнила указанное требование в установленный в нем срок.
Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в судебном порядке, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с плательщика неуплаченной суммы страховых взносов и пеней.
Суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя лишь в части взыскания с предпринимателя Левичевой Л.Л. 320 руб. задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной части трудовой пенсии и 10, 46 руб. пеней. В удовлетворении остальной части требований отказал в связи с добровольной и своевременной уплатой предпринимателем 15 333 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год.
Кассационная инстанция считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи -индивидуальные предприниматели обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Статья 24 Закона N 167-ФЗ устанавливает порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов, в силу пунктов 1, 4 статьи 26 Закона N 167-ФЗ, обеспечивается пенями, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Согласно Письму Минфина России от 23.01.03 N 3-01-01/07-27 поступающие на счета органов федерального казначейства страховые взносы по кодам бюджетной классификации Российской Федерации:
1010610 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии;
1010611 - страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
1010620 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии;
1010621 - страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, подлежат перечислению в полном объеме на счета территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, суммы страховых взносов, при уплате которых предприниматель в платежных документах ошибочно указал коды бюджетной классификации 1010611 и 1010621 вместо кодов 1010610 и 1010620, в любом случае поступают на счет территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, поэтому у территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации отсутствуют основания для учета их в составе задолженности и повторного взыскания.
Поскольку в данном случае 15 333 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных предпринимателем Левичевой Л.Л., поступили на счет Управления Пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении требования об их взыскании.
Кассационной инстанцией отклоняются доводы Управления о том, что оно не имеет возможности провести зачет сумм страховых взносов, уплаченных предпринимателем и учтенных по его вине по кодам бюджетной классификации, установленным для учета поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, в счет погашения недоимки за 2004 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование лиц, работающих по трудовому договору, числящейся за предпринимателем, поскольку не обладает такими полномочиями. Зачет, считает Управление, может провести только налоговый орган как администратор поступлений страховых взносов. Приведенный довод, по мнению кассационной инстанции, не может являться основанием для повторного взыскания с плательщика уже уплаченных им и поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов.
Между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации в целях обеспечения координации и эффективного взаимодействия при выполнении задач, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Законом N 167-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, 02.12.03 заключено Соглашение по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (ныне - Федеральная налоговая служба России) и Пенсионным Фондом Российской Федерации.
В соответствии с достигнутым Соглашением органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, в частности, обеспечивают передачу налоговым органам следующей информации:
На региональном уровне - сведения о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период, а также суммах задолженности по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода, а также сведения о переданных налоговыми органами и взысканных (не взысканных) органами Пенсионного Фонда Российской Федерации в судебном порядке суммах недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с указанием причин невзыскания по форме, приведенной в приложении к Соглашению, с приложением копий решений суда, по которым отказано во взыскании, не реже 1 раза в квартал (пункты 3.1 и 3.5 Соглашения).
Налоговые органы в соответствии с пунктами 2.1, 2.6, 2.7 Соглашения в свою очередь представляют органам Пенсионного Фонда Российской Федерации следующую информацию:
Копии электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) в части платежей, относящихся к ПФР. Указанные документы передаются налоговыми органами органам Пенсионного Фонда Российской Федерации по мере поступления информации из органов федерального казначейства и формирования соответствующего файла для передачи в органы ПФР;
Сведения о зачете, не требующем оформления заключениями по установленной форме, в части платежей, относящихся к ПФР, в 10-дневный срок, исчисляемый с даты вынесения соответствующего решения;
Сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 дней после обработки представленных расчетов по авансовым платежам (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
Сведения о суммах задолженности и переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по налогоплательщикам, переданным в налоговый орган по новому месту их постановки на учет, в течение 15-ти дней после передачи пакета документов.
Таким образом, вопрос о правильном учете (в соответствии с фактическим назначением платежа) поступивших на счета подразделений Пенсионного Фонда Российской Федерации страховых взносов может быть решен налоговыми органами и органами Пенсионного Фонда Российской Федерации самостоятельно путем взаимодействия и на основании заявления предпринимателя Левичевой Л.Л. от 09.02.05, направленного в Инспекцию, решения суда по настоящему делу, которым установлена фактическая уплата предпринимателем Левичевой Людмилой Леонидовной 15 333 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лиц, работающих по трудовому договору, за 2004 год, а не страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.12.05 по делу N А13-15432/2005-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2006 г. N А13-15432/2005-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника