Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 июня 2006 г. N А56-4583/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 января 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Корпусовой О.А. и Шевченко А.В., при участии от федерального государственного учреждения "Ефимовский лесхоз" Булавкина М.Е. (доверенность от 26.01.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Андреевой А.В. (доверенность от 10.01.2006 N 11-06/5),
рассмотрев 06.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2006 по делу N А56-4583/2005 (судья Звонарева Ю.Н.),
установил:
Федеральное государственное учреждение "Ефимовский лесхоз" (далее - Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения заявленного требования) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Ленинградской области, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 31.12.2004 N 04-05/507 в части доначисления 72 066 руб. налога с владельцев транспортных средств за 2001-2002 годы, начисления 39 724,89 руб. пеней за нарушение сроков уплаты этого налога и привлечения Лесхоза к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в виде взыскания 14 199 руб. штрафа.
Решением суда от 16.01.2006 заявленное Лесхозом требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Лесхозу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель налогоплательщика просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в октябре - декабре 2004 года провела выездную налоговую проверку соблюдения Лесхозом законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога с владельцев транспортных средств за период с 01.01.2001 по 31.12.2002. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 16.12.2004 N 04-05/108.
Так, по мнению налогового органа, налогоплательщик в 2001 и 2002 годах неправомерно применил льготу по налогу с владельцев транспортных средств, предусмотренную статьей 2 Закона Ленинградской области от 23.11.2000 N 37-оз "Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств" в отношении находящихся на балансе 30 транспортных средств. Налоговый орган утверждает, что согласно данным отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам, книг "Журнал-Главная", мемориальных ордеров и книг продаж удельный вес бюджетных средств от общего годового объема доходов Лесхоза составляет менее 70 процентов: в 2001 году - 25%; в 2002 году - 15%.
Решением налогового органа от 31.12.2004 N 04-05/507, принятого на основании акта и с учетом возражений налогоплательщика, Лесхоз привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 14 199 руб. штрафа за неуплату налога с владельцев транспортных средств. В соответствии с этим же решением он должен уплатить в бюджет 72 066 руб. налога с владельцев транспортных средств и 39 724,89 руб. пеней за нарушение сроков уплаты этого налога.
Лесхоз, считая решение налоговой инспекции незаконным в оспариваемой части, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя, и кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", действовавшего в 2001 и 2002 годах, налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.
Пунктом 5 названной статьи установлено, что увеличение (уменьшение) ставки налога относительно ставок, указанных в настоящей статье, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Ленинградской области от 23.11.2000 N 37-оз "Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств" (действовавшего в проверяемый период) предприятия, организации, учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, удельный вес которых составляет 70 и более процентов от общего годового объема доходов данного предприятия, организации, учреждения, иные юридические и физические лица, категории которых определены федеральным законодательством, освобождаются от уплаты налога с владельцев транспортных средств.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - БК РФ) установлено, что получатель бюджетных средств - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Бюджетным учреждением согласно пункту 1 статьи 161 БК РФ признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Согласно Уставу (л.д. 130-141 т. 1) Лесхоз является юридическим лицом -федеральным государственным учреждением, подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, имеет обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок, принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
Лесхоз финансируется по утвержденной смете доходов и расходов, включая средства федерального бюджета и средства от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности в установленном законодательством порядке. Средства, поступающие от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности, направляются на обеспечение лесхозом рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, охраны, защиты и воспроизводства (пункты 5.1 и 5.2 Устава).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что удельный вес выделенных Лесхозу бюджетных средств в 2001-2002 годах от общего годового объема доходов Лесхоза составил более 70 процентов, в связи с чем оно в соответствии со статьей 2 Закона Ленинградской области от 23.11.2000 N 37-оз "Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств" не являлось плательщиком налога с владельцев транспортных средств в спорный период.
Данный вывод суда сделан на основании представленных Лесхозом отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам за 2001 и 2002 годы (л.д. 100-111 т. 1), справок о доходах и расходах по бюджетным и внебюджетным (от предпринимательской деятельности) средствам (л.д. 3,18 т. 2), а также исходя из норм законодательства, устанавливающих порядок учета и распределения средств, поступающих от лесохозяйственной деятельности лесхозов.
Вывод суда о выполнении Лесхозом условия о размере бюджетного финансирования подтверждается и справками налоговой инспекции от 16.05.2000 N 1661, от 15.05.2001 N 02-2960 и от 17.05.2002 N 11-31/3533 (л.д. 95-97 т. 1), выданными Лесхозу, согласно которым Лесхоз в соответствии с Законом Ленинградской области от 23.11.2000 N 37-оз "Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств" освобожден от уплаты налога с владельцев транспортных средств, так как находится на бюджетном финансировании.
Кассационная инстанция считает, что судом полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан обоснованный вывод с учетом норм материального права о том, что Учреждение правомерно в соответствии со статьей 2 Закона Ленинградской области от 23.11.2000 N 37-оз "Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств" в 2001 и 2002 годах не уплачивало налог с владельцев транспортных средств.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2006 по делу N А56-4583/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2006 г. N А56-4583/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника