Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июня 2006 г. N А26-3540/2005-16
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Старченковой В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Дьяковой Е.С. (доверенность от 29.12.2005),
рассмотрев 30.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2005 (судья Коростелева В.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2006 (судьи Ларина Т.С., Герасимова М.М., Марченко Л.Н.) по делу N А26-3540/2005-16,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 763 260 руб. 50 коп. расходов, на предоставление в июле 2004 года отдельным категориям граждан льгот по оплате проездных железнодорожных документов во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Определением от 06.07.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), а в качестве третьего лица без самостоятельных требований - Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия.
Решением от 07.11.2005 исковые требования полностью удовлетворены за счет казны Российской Федерации. В иске к Минфину РК отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, исковые требования должны быть удовлетворены за счет Республики Карелия, поскольку ей из федерального бюджета были выделены денежные средства на реализацию указанного Закона, однако Минфин РК в 2004 году эти средства не распределил.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемого решения нет.
Как следует из материалов дела, истцом в июле 2004 года в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отдельным категориям граждан предоставлены льготы по оплате проездных железнодорожных документов. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела.
Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 30 названного Закона, действовавшей в спорный период, инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.
Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
Суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по проезду на железнодорожном транспорте, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за счет казны Российской Федерации в связи с недостаточностью средств, выделенных из федерального бюджета Республике Карелия для компенсации затрат по реализации названного Закона.
Довод подателя жалобы о том, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет Республики Карелия, правомерно не принят судом первой инстанции, так как Минфин РФ не представил доказательств нецелевого использования Минфином РК денежных средств, выделенных из федерального бюджета.
Довод подателя жалобы о наличии у Республики Карелия остатка нераспределенных денежных средств, выделенных для финансирования льгот по проезду, кассационной инстанцией не принимается, как не доказанный.
Ввиду изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2006 по делу N А26-3540/2005-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2006 г. N А26-3540/2005-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника