Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июня 2006 г. N А44-7125/2005-10а
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,
при участии от федерального государственного учреждения "Чудовский лесхоз" Михайлова В.Н. (доверенность от 07.02.2005),
рассмотрев 14.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Чудовский лесхоз" на решение от 18.01.2006 (судья Анисимова З.С.) и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2006 (судьи Духнов В.П., Бочарова Н.В., Разживин А.А.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-7125/2005-10а,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Чудовский лесхоз" (далее - Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области (далее - Управление Росприроднадзора) от 15.12.2005 N 12 о привлечении Лесхоза к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и попросило прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Решением от 18.01.2006 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое постановление признано незаконным только в части размера штрафа, сумма штрафа снижена судом с 20 000 руб. до 11 000 руб.; в остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2006 решение от 18.01.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Лесхоз просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Податель жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права, вина Лесхоза в отводе делянки для заготовки лесопользователем древесины отсутствует, Лесхоз имел все надлежаще оформленные документы для отвода лесосеки, нарушений действующего законодательства при выдаче лесных билетов не установлено, ущерба лесному фонду не нанесено; оспариваемое постановление вынесено в отсутствие директора Лесхоза, который не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, чем были нарушены права заявителя.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Лесхоза поддержал доводы жалобы.
Управление Росприроднадзора своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Лесхозом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Дуэт" (далее - ООО "Дуэт", арендатор) заключен договор от 30.01.2004 N 12 аренды участков лесного фонда на территории Лесхоза в Лезненском и Чудовском лесничествах на общей площади 3386 га для заготовки древесины на арендуемых участках сроком на 49 лет с момента государственной регистрации договора.
Государственная регистрация договора произведена учреждением юстиции 29.02.2004.
На основании данного договора Лесхоз выдал арендатору лесорубочные билеты от 11.03.2005 N 59, от 14.03.2005 N 62 и от 07.06.2005 N 89 на право ведения сплошной рубки главного пользования в определенных в билетах кварталах.
В период с 08.11.2005 по 07.12.2005 Управление Росприроднадзора провело плановую проверку соблюдения требований лесного законодательства.
В результате проверки установлено, что в нарушение пункта 17 Положения об аренде участков лесного фонда (далее - Положение об аренде), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345, пунктов 34 и 43 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации (далее - Правила отпуска древесины на корню), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 551, ООО "Дуэт" не представило арендодателю проект рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, а Лесхоз в отсутствие названного плана и после истечения срока его предоставления лесопользователем выдал лесорубочные билеты для заготовки древесины.
По данному факту в отношении Лесхоза государственным инспектором по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов Демченко А.Д. в присутствии директора Лесхоза Трепакова В.Ф. составлен протокол от 02.12.2005 N 3 о совершении Лесхозом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП.
Постановлением старшего государственного инспектора по Новгородской области Управления Росприроднадзора от 15.12.2005 N 12 Лесхоз признан виновным в нарушении правил отпуска древесины на корню и привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Лесхоз обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене названного постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о правомерности привлечения Лесхоза к административной ответственности, указав лишь на несоразмерность наложенной суммы штрафа, в связи с чем сумма штрафа снижена судом с 20 000 руб. до 11 000 руб.
Кассационная инстанция находит решение суда правильным.
В соответствии со статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню.
Согласно пунктам 34 и 43 названных Правил лесхозы отводят и передают лесосеки лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины на участках лесного фонда, предоставленных им в долгосрочное пользование, на основании подаваемых за 2 года до начала года рубки заявок, подготовленных в соответствии с утвержденными в установленном порядке планами рубок; отвод лесосек должен производиться при наличии планов рубок и подсочки древостоев, утвержденных в установленном порядке, и в соответствии с ними; отвод лесосек производится лесхозами в порядке, установленном Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Согласно пунктам 17, 19 Положения об аренде в случае предоставления в аренду участка лесного фонда площадью свыше 200 гектаров для заготовки древесины на срок более 5 лет арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта представить арендодателю проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на переданном в аренду участке лесного фонда; проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства разрабатываются за счет арендатора государственными лесоустроительными организациями Федерального агентства лесного хозяйства по типовым схемам и методикам, утвержденным Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В связи с указанными правилами и зная о необходимости осуществления заготовки древесины на основании проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, составной частью которого является план рубок, в пункте 7.2.15 договора аренды участков лесного фонда стороны определили, что в течение года с момента заключения договора, но не позднее февраля 2005 тода, арендатор обязуется представить арендодателю проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, разработанный Северо-Западным лесоустроительным предприятием и утвержденный объединенным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Новгородской области. В пункте 7.2.15 договора аренды также указано, что данный проект должен пройти экологическую экспертизу.
Таким образом, основанием для выдачи лесорубочного билета на осуществление лесопользования является не только заключение договора аренды участка лесного фонда, но и выполнение указанных требований по представлению плана рубок.
Однако, несмотря на то, что ООО "Дуэт" не представило арендодателю проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, разработанный и утвержденный в установленном порядке, Лесхоз выписал арендатору лесорубочные билеты на право осуществления рубок.
Пунктом 4 статьи 8.25 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение правил отпуска древесины на корню.
Суд обеих инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях Лесхоза имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП, поскольку Лесхоз оформил лесорубочные билеты с нарушением Правил отпуска древесины на корню.
Вина заявителя в совершении данного правонарушения подтверждена материалами дела; действия заявителя квалифицированы правильно; протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности составлены должностными лицами административного органа в пределах предоставленных им полномочий и с соблюдением процедуры рассмотрения административного дела; процессуальных нарушений не допущено.
Суд обеих инстанций правомерно отклонил как несостоятельный довод Лесхоза о неизвещении его о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении было вручено заместителю директора Лесхоза Трепаковой Е.В.
Таким образом, решение суда первой и постановление апелляционной инстанции приняты в соответствии с нормами права, поэтому оснований для их отмены и удовлетворения жалобы нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 18.01.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2006 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-7125/2005-10а оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Чудовский лесхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
И.В. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2006 г. N А44-7125/2005-10а
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника