Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июня 2006 г. N А26-11801/2005-215
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Старченковой В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Петрозаводский лесопромышленный комбинат" Маркова В.М. (доверенность от 09.06.2006), рассмотрев 13,06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2006 по делу N А26-11801/2005-215 (судья Лазарев А.Ю.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петрозаводский лесопромышленный комбинат" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия (далее - инспекция) от 07.12.2005 N 415 о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика и N 377 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также о признании незаконными действий инспекции по выставлению инкассовых поручений от 07.12.2005 N N 991-999, 1001.
Решением суда от 03.02.2006 требования Предприятия полностью удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятое решение суда. В обоснование жалобы ее податель ссылается на положения статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), согласно которой требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются вне очереди.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.09.2005 по делу N А26-7213/2005-183 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год, назначен конкурсный управляющий.
Инспекция направила Предприятию требование от 31.10.2005 N 928 об уплате недоимки по единому социальному налогу в сумме 4140 руб. и пеней в сумме 183 139 руб. 78 коп. со сроком исполнения 10.11.2005.
В связи с неисполнением Предприятием данного требования в установленный срок инспекция 07.12.2005 вынесла решение N 415 о взыскании 187 279 руб. 78 коп. налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 76 НК РФ для обеспечения исполнения решения N 415 инспекция в тот же день приняла решение N 377 о приостановлении операций по счетам Предприятия в банке.
Считая названные решения инспекции незаконными, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Поскольку единый социальный налог является обязательным платежом и срок его уплаты наступил на дату введения конкурсного производства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование об его уплате должно быть предъявлено с соблюдением порядка, установленного Законом, в рамках дела о банкротстве.
Такое требование в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона в силу специального указания удовлетворяется за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей Закона.
Таким образом, налоговый орган не вправе производить бесспорное взыскание текущих обязательных платежей, возникших в ходе конкурсного производства, в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, а следовательно, и приостанавливать операции по счетам должника в порядке обеспечения исполнения решения о бесспорном взыскании текущих обязательных платежей.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 126 Закона с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Приняв решение о приостановлении операций по счетам Предприятия, инспекция нарушила данное требование закона.
Ввиду изложенного кассационная инстанция считает, что инспекция не имела законных оснований для принятия решений от 07.12.2005 N 377 и 415, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал их недействительными.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2006 по делу N А26-11801/2005-215 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2006 г. N А26-11801/2005-215
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника