Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 июня 2006 г. N А42-11018/04-17
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 мая 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Володькиной Е.В. (доверенность от 10.01.06 N 01-14-30/000007),
рассмотрев 06.06.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманфишпродактс" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.01.06 по делу N А42-11018/04-17 (судья Сигаева Т.К.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мурманфишпродактс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску; далее - Инспекция) от 21.09.04 N 26199 в части предложения заявителю уплатить 804 412 руб. 91 коп. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (с учетом уточнения предмета спора). В качестве третьего лица привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Мурманскрыбвод".
Решением суда от 11.01.06 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации, получившие лицензии и занимающиеся промыслом во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, то есть на территории России. Общество считает, что водные биологические ресурсы, выловленные в иных участках лова Баренцева моря, не являются объектом налогообложения. Кроме того, заявитель указывает на то, что им в 2005 году получено разрешение на вылов водных биоресурсов в Норвежской экономической зоне без уплаты сбора.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против доводов кассационной жалобы.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция направила Обществу требование от 21.09.04 N 26199 об уплате 1 494 330 руб. 19 коп. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в срок до 24.09.04.
Общество не согласилось с указанным требованием налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд в части уплаты сбора в размере 804 412 руб. 91 коп.
В обоснование заявленных требований Общество указало на то, что выловленные им водные биологические ресурсы не являются объектом налогообложения в силу статей 333.1 и 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку они добыты в участках лова Баренцева моря, которые не перечислены в статье 333.3 НК РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что в случае выдачи лицензии (разрешения) на промысел водных биологических ресурсов одновременно как во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации в Баренцевом море, так и на иных участках Баренцева и других морей Северного бассейна, то есть без разделения между указанными территориями объемов водных биологических ресурсов, предоставляемых в пользование налогоплательщику, сбор следует уплачивать за весь объем ресурсов, предоставляемых в пользование по такой лицензии (разрешению).
Суд кассационной инстанции считает такой вывод правильным.
В соответствии со статьей 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
В пункте 4 статьи 333.3 НК РФ для целей применения сбора определены территории, на которых осуществляется промысел, в том числе территория Северного бассейна (Белое море, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в море Лаптевых, Карском море, а также в Баренцевом море и районе архипелага Шпицберген).
Из приведенных норм следует, что объектом обложения сбором являются водные биологические ресурсы, указанные в пункте 4 статьи 333.3 НК РФ и добытые исключительно в определенных Налоговым кодексом Российской Федерации местах.
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что юрисдикция Российской Федерации по разработке и промыслу живых ресурсов распространяется только в пределах континентального шельфа Российской Федерации.
Как указано в статье 2 НК РФ, законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Поэтому законодательство о налогах и сборах, в том числе касающееся сбора за право пользования объектами водных биологических ресурсов, действует только на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.5 НК РФ плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в виде разового и регулярных взносов.
Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 процентам.
Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
Условия лицензии, касающиеся объема промысла объектов водных биологических ресурсов и районов работ с данными объектами, могут быть изменены с разрешения органа, выдавшего лицензию (разрешение).
Налоговый орган не вправе самостоятельно в связи с фактическим выловом плательщиком объектов водных биологических ресурсов в зависимости от районов промысловых работ изменять размер сбора, определенный в лицензии (разрешении).
Из материалов дела следует, что Общество занимается добычей, переработкой, реализацией рыбы и морепродуктов и прибрежным рыболовством.
Согласно разрешениям Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству "Мурманрыбовод" N 04-ТО-030, 04-ТО-036, 04-И-088, 04-И-088/1 и 04-И-011 заявителю установлены объемы вылова, районы промысла и определена сумма сбора, подлежащая уплате. Уплатив 10 процентов в виде разового взноса, Общество приняло на себя обязательство по уплате оставшейся суммы сбора.
Общество добывало часть объектов водных биологических ресурсов в Норвежской экономической зоне и Смежном участке Баренцева моря.
Общество представило в Инспекцию сведения о лицензии (разрешении на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, уплате разового и регулярных взносов без учета вылова объектов водных биологических ресурсов в Норвежской экономической зоне и Смежном участке Баренцева моря. В подтверждение данных о количестве выловленных биоресурсов и периоде промысла Общество сослалось на сведения, полученные от открытого акционерного общества "Научно-техническая фирма "Комплексные системы" и дочернего государственного унитарного предприятия "Мурманский региональный центр мониторинга".
Суд признал, что представленные в обоснование уменьшения размера подлежащего уплате сбора сведения не являются допустимыми доказательствами, поскольку законом предусмотрено единственное основание - лицензия.
В данном случае суд сделал правомерный вывод о том, что Общество согласно выданным лицензиям (разрешениям) должно уплачивать сбор за весь объем ресурсов, предоставленных в пользование по этим лицензиям (разрешениям).
Судом установлено и в жалобе не оспаривается, что Общество не внесло в установленный срок сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере, определенном лицензиями (разрешениями) N 04-ТО-ОЗО, 04-ТО-036, 04-И-088, 04-И-088/1, 04-И-011, в связи с чем налоговый орган направил плательщику оспариваемое требование об уплате сбора и пеней в сумме 1 494 330 руб. 19 коп.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает решение суда от 11.01.06 законным и не находит оснований для его отмены или изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.01.06 по делу N А42-11018/04-17 оставить без изменения, а кассационную, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманфишпродактс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2006 г. N А42-11018/04-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника