Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 июня 2006 г. N А66-13992/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Зубаревой Н.А., Хохлова Д.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области Орловой С.А. (доверенность от 26.02.06 N 03-182),
рассмотрев 20.06.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рамешковском районе Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.02.06 по делу N А66-13992/2005 (судья Жукова В.В.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рамешковском районе Тверской области (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области; далее - инспекция) произвести зачет ошибочно перечисленных страховых взносов за июнь 2005 года на код бюджетной классификации 18210202020061000160 с кода бюджетной классификации 18210202040061000160, либо возврат 3 176 руб. излишне уплаченных страховых взносов на расчетный счет Управления Пенсионного фонда.
Решением от 22.02.06 суд отказал в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 22.02.06 и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, инспекция обладает полномочиями по возврату (зачету) страховых взносов.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления Пенсионного фонда, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель инспекции, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными, просил оставить решение суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Из материалов дела следует, что Управление Пенсионного фонда обратилось в инспекцию с заявлением от 12.07.05 N 02-03/896 о возврате 3 176 руб., ошибочно перечисленных по платежному поручению от 30.06.05 N 139 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой вместо кода 18210202020061000160 указан код 18210202040061000160. Инспекция отказала Управлению Пенсионного фонда в удовлетворении заявления, указав, что "страховые взносы являются не администрируемыми налогами Инспекцией Федеральной налоговой службы" (письмо от 21.07.05 N 10/18-19603).
Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании инспекции произвести зачет либо возврат ошибочно уплаченных страховых взносов.
Суд отказал в удовлетворении требований заявителя, сделав ошибочный вывод об отсутствии у налоговых органов обязанности осуществлять зачет и возврат уплаченных страховых взносов.
Согласно абзацу 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы не подпадают под определение понятия "налог", данное в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Однако в соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.04 N 174-ФЗ, действовавшей в период обращения Управления Пенсионного фонда в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов, и в редакции Федерального закона от 22.12.05 N 176-ФЗ, действовавшей в период принятия судом решения по настоящему делу) и приложением 11.1 к этому Закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
На основании приведенных норм права Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.04 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Согласно пункту 18 Порядка возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании распоряжений налоговых органов администраторов поступлений в бюджет.
Судом установлено и сторонами не оспаривается наличие у заявителя 3 176 руб. переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по коду 18210202040061000160. Таким образом, инспекция неправомерно отказала Управлению Пенсионного фонда в удовлетворении заявления о возврате указанной суммы страховых взносов.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а требования заявителя - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.02.06 по делу N А66-13992/2005 отменить.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области принять решение о зачете либо возврате 3 176 руб. ошибочно перечисленных страховых взносов за июнь 2005 года в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии со ст.25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ.
Учреждение обратилось в налоговую инспекцию с заявлением произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Налоговая инспекция отказала в зачете, сославшись на то, что страховые взносы не администрируются налоговыми органами.
Налогоплательщик оспорил решение об отказе в суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Рассматривая кассационную жалобу учреждения, федеральный арбитражный суд указал, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не подпадают под определение понятия "налог", закрепленное в ст.8 НК РФ.
Однако в силу ст.2 Федерального закона от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ" налоговые органы являются администраторами поступлений в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно п.18 Приказа Минфина РФ от 16.12.2004 г. N 116н возврат (возмещение) налогоплательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и иных платежей осуществляется органами Федерального казначейства на основании распоряжений администратора этих поступлений.
Следовательно, в описанной ситуации зачет ошибочно уплаченных страховых взносов должна была по заявлению учреждения провести налоговая инспекция, являющаяся администратором поступлений страховых взносов в бюджет. Отказ в зачете был неправомерным.
Исходя из изложенного, федеральный арбитражный суд удовлетворил кассационную жалобу налогоплательщика и отменил решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2006 г. N А66-13992/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника