Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июня 2006 г. N А13-12750/2005-21
Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2006.
Полный текст постановления изготовлен 16.06.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 14.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.02.2006 по делу N А13-12750/2005-21 (судья Ковшикова О.С.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Магнат" (далее - общество) как с налогоплательщика 100 руб. штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на рекламу за IV квартал 2004 года на основании решения от 20.04.2005 N 1301.
Решением от 08.02.2006 инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 08.02.2006 и принять по делу новый судебный акт о взыскании с общества штрафа, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, общество в IV квартале 2004 года являлось рекламным агентством, а следовательно, было обязано подавать налоговую декларацию по этому налогу в установленный законом срок.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что обществом 28.03.2005 представлена в инспекцию декларация по налогу на рекламу за IV квартал 2004 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 0 руб.
Налоговым органом по итогам проверки декларации вынесено решение от 20.04.2005 N 1301 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление налоговой декларации, а также направлено предпринимателю требование от 27.04.2005 N 971 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 13.05.2005.
Поскольку штраф в добровольном порядке обществом не уплачен, инспекция обратилась с заявлением о его принудительном взыскании в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у общества обязанности подавать декларацию по налогу на рекламу, поскольку в спорном периоде налогоплательщик не оплачивал рекламные услуги и не являлось рекламодателем.
По мнению суда кассационной инстанции, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности привлечения общества к налоговой ответственности.
Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием у него суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу его плательщиков.
По пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа.
Порядок представления налоговых деклараций по налогу на рекламу в городе Абакане определен Положением о налоге на рекламу в городе Абакане, утвержденным решением Абаканского городского Совета депутатов от 04.12.2003 N 432 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения плательщиками налога на рекламу являются рекламодатели, а именно: организации, индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории города Абакана рекламные услуги по рекламе своей продукции и являющиеся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.
При разрешении спора суд правомерно исходил из того, что согласно указанным нормам лица, не осуществляющие в течение отчетного периода деятельность, облагаемую налогом на рекламу, не являются плательщиками этого налога, а следовательно, не обязаны представлять в налоговые органы декларацию по этому налогу.
Суд первой инстанции установил, что общество в IV квартале 2004 года не оплачивало рекламные услуги и не являлось рекламодателем, а следовательно, и плательщиком налога на рекламу. В силу указанных обстоятельств у него отсутствовала обязанность по представлению налоговой декларации по этому налогу в спорном периоде.
Данный вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Довод инспекции, изложенный в кассационной жалобе, о том, что в данном случае общество являлось рекламным агентом и в силу пункта 9 Положения обязано перечислить в бюджет уплаченные его налогоплательщиками (то есть рекламодателями) суммы налога на рекламу и представить в налоговый орган налоговую декларацию в установленный срок независимо от получения от них налога на рекламу, не принимается кассационной инстанцией.
Во-первых, из решения налогового органа и его заявления в арбитражный суд следует, что общество привлечено к ответственности за нарушение срока подачи декларации как налогоплательщик. Во-вторых, если общество таковым не являлось, как указано инспекцией в кассационной жалобе, то оно не могло быть привлечено к ответственности по статье 119 НК РФ, согласно которой субъектом налоговой ответственности может быть только лицо, обладающее статусом налогоплательщика. Поскольку рекламное агентство в силу пункта 9 Положения таковым не является (налогоплательщиками являются согласно Положению рекламодатели), то отсутствуют правовые основания для привлечения общества к ответственности по статье 119 НК РФ как рекламного агента.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у общества обязанности представлять в налоговый орган декларацию по налогу на рекламу за IV квартал 2004 года является правомерным, а решение суда, которым отказано во взыскании с общества незаконно наложенной санкции, является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.02.2006 по делу N А13-12750/2005-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий |
H.A. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2006 г. N А13-12750/2005-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника