Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июня 2006 г. N А05-20436/05-31
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 15.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.02.2006 по делу N А05-20436/05-31 (судья Звездина Л.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Лесозавод 25" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 18.11.2005 N 13-24-296/6579 об отказе обществу в возмещении из федерального бюджета 564 938 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой декларации за июль 2005 года.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2006 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 03.02.2006 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает на то, что согласно положениям Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" в состав лизинговых платежей входит как текущий, так и выкупной, покрывающий стоимость лизинга платеж, а следовательно, НДС, уплаченный по таким платежам в части выкупной стоимости, подлежит включению в состав налогового вычета только после принятия предмета лизинга на учет и полной оплаты стоимости данного предмета.
Кроме того, Инспекция указывает на неправомерное включение в налоговые вычеты 55 руб. экспортного НДС, поскольку Общество не подтвердило фактическое поступление валютной выручки на его счет.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не направили своих представителей в судебное заседание 15.06.2006 в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, заявитель 22.08.2005 направил в налоговый орган декларацию по НДС по ставке 0% за июль 2005 года, заявив к возмещению 6960 165руб. НДС.
В том числе, Общество включило в состав налоговых вычетов суммы НДС по лизинговым платежам, приходящимся на реализацию экспортной продукции и уплаченным ЗАО "Дойче Лизинг Восток", ЗАО "Балтийский лизинг", ООО "Райффайзен-Лизинг", ООО "Научлесдревпром", ООО "ВФС Восток" сумме 564 883 руб., а также 55 руб. НДС с непоступившей валютной выручки, удержанной банками в качестве комиссии за перечисление денежных средств.
По результатам камеральной проверки декларации Инспекция приняла решение от 18.11.2005 N 13-24-296/6579, пунктом 3 которого отказала Обществу в возмещении 564 938 руб. НДС за июль 2005 года.
В обоснование принятого решения Инспекция указала на то, что поскольку лизинговый платеж состоит из лизинговых расходов по приобретению предмета лизинга (вознаграждения) и стоимости предмета лизинга (выкупная стоимость), следовательно, НДС, уплаченный по лизинговым платежам в части выкупной стоимости, подлежит включению в состав налогового вычета только после принятия на учет предмета лизинга и полной оплаты его стоимости.
В отношении эпизода о непоступившей валютной выручке налоговый орган сослался на то, что Общество не подтвердило фактического поступления валютной выручки в сумме 5 евро и 26 долларов США, в связи с чем неправомерно заявило 55 руб. вычета по НДС.
Общество не согласилось с пунктом 3 решения Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление налогоплательщика.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при приобретении товаров (работ, услуг) для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, перечисленных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет этих основных средств и (или) нематериальных активов.
Таким образом, основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, являются их производственное назначение, фактическое наличие, оплата и принятие на учет.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на то, что лизинговый платеж включает в себя плату, за аренду имущества и стоимость имущества, и, соответственно, правомерным является предъявление к вычету налога на добавленную стоимость только по той части лизингового платежа, которая является вознаграждением и платой за аренду, так как они сразу относятся на себестоимость. В остальной же части (выкупной стоимости) налог на добавленную стоимость подлежит включению в состав налогового вычета только после принятия на учет предмета лизинга и полной оплаты стоимости данного предмета.
Заключение договоров лизинга, уплата лизинговых платежей, передача имущества в лизинг регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
В статье 665 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Статьей 2 Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" установлено, что лизинг - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Согласно положениям статьи 28 Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
Таким образом, лизинговый платеж является единым платежом, производимым в рамках единого договора лизинга. Несмотря на то, что в расчет лизингового платежа входит несколько составляющих, его нельзя рассматривать как несколько самостоятельных платежей.
Более того, такой же вывод следует из письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.09.2004 N 03-2-06/1/1977/22@.
Следовательно, Инспекция неправомерно выделила в лизинговом платеже часть, по которой не приняла к вычету НДС, уплаченный лизингодателю.
Доводы подателя жалобы о неправомерном включении Обществом в состав налоговых вычетов 55 руб. НДС с непоступившей валютной выручки по экспортным контрактам, удержанной банками в качестве комиссии за перечисление денежных средств, обоснованно не принят судом во внимание.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ в налоговый орган в составе комплекта документов представляется выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя отгруженного на экспорт товара на счет налогоплательщика в российском банке.
Суд первой инстанции установил, что для подтверждения поступления валютной выручки от иностранного покупателя заявитель представил в Инспекцию выписки банка с приложением свифт-сообщений, инвойсов, которые в совокупности подтверждают поступление на счет Общества валютной выручки от иностранных покупателей товара по экспортным контрактам от 11.02.2005 N 756/47713894/013, от 15.12.2004 N 092/47713894/002, что соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Данными контрактами предусмотрено, что все банковские расходы и комиссии, связанные с осуществлением платежа в России оплачиваются за счет продавца, то есть Общества.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что, оплатив услуги банка по зачислению валютной выручки, Общество распорядилось частью своей выручки и суммы, удержанные банками в виде комиссионного вознаграждения и не поступившие на счет экспортера, нельзя рассматривать как незачисленную валютную выручку.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Инспекции оснований для принятия к вычету и восстановления Обществу к уплате в бюджет 564 938 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченных в составе лизинговых платежей.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.02.2006 по делу N А05-20436/05-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2006 г. N А05-20436/05-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника