Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 июня 2006 г. N А56-30518/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Боглачевой Е.В., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области Щедрина С.В. (доверенность от 28.12.2005 N 16409), Кобилинец М.А. (доверенность от 26.02.2006 N 2102),
рассмотрев 19.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2005 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2006 (судьи Масенкова И.В., Зайцева Е.К., Петренко Т.И.) по делу N А56-30518/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стура Импекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области (далее - инспекция) от 21.06.2005 N 428/554 в части отказа в возмещении из бюджета 3 019 844 руб. 26 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 14.11.2005 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.02.2006 решение суда от 14.11.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты.
Общество о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще извещено, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной 21.03.2005 налогоплательщиком декларации по НДС по ставке 0% за февраль 2005 года, по итогам которой вынесено решение от 21.06.2005 N 428/554 об отказе в возмещении 3 019 844 руб. 26 коп. налога.
Не согласившись с решением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды указали, что налогоплательщиком в налоговый орган представлены счета-фактуры с выделением в них суммы НДС отдельной строкой и акты взаимозачета, в которых отражены реквизиты выставленных поставщиками товаров счетов-фактур. Указанные документы в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) подтверждают уплату обществом НДС в составе стоимости приобретенных товаров.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Поскольку возмещение налогоплательщику уплаченного им продавцу НДС в силу пункта 2 статьи 173 НК РФ производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, налоговый орган имеет право отказать в возмещении сумм налоговых вычетов, не подтвержденных надлежащими документами.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
При этом согласно пункту 2 указанной статьи первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и их личные подписи. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 167 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), в том числе прекращение обязательства зачетом. Таким образом, прекращение обязательства путем зачета является оплатой товара.
В соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. При осуществлении взаимозачета согласно статье 410 ГК РФ необходимо соблюсти ряд обязательных условий:
- требования лиц, участвующих в зачете, должны носить встречный характер;
- срок исполнения обязательств наступил либо не указан, либо определен моментом востребования;
- законом или договором не предусмотрено ограничений либо запретов на прекращение обязательств зачетом.
Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо требований к оформлению взаимозачетов, хозяйствующие субъекты могут составить документ, подтверждающий проведение зачета взаимных требований, в любой форме с соблюдением вышеуказанных требований Закона.
Из материалов дела следует, что общество закупало товар, а затем реализовывало его на экспорт, у ЗАО "СТФ-ГДОВ" и ООО "Стора Энсо Форест Вест".
Общество оплачивало этот товар, минуя расчетный счет, т.е. непосредственно поставщикам, на основании актов взаимозачетов от 31.12.2004 и 30.11.2004 составленных обществом с ЗАО "СТФ-ГДОВ" (л.д. 31), а также с ООО "Стора Энсо Форест Вест" (л.д. 38), с указанием суммы платежа и номеров счетов-фактур, по которым производится взаимозачет.
Представленные налогоплательщиком в материалы дела первичные документы: счета-фактуры и акты взаимозачетов нельзя рассматривать в качестве оправдательных при получении права на налоговые вычеты.
Действительно, статья 410 ГК РФ не содержит указания на оформление зачета встречных однородных требований актами о проведении зачета взаимных требований. Согласно данной норме закона закрытие задолженности представляет собой договор, в котором содержатся условия о прекращении обязательства зачетом. Поэтому обязательными условиями для соглашения о зачете является указание сторон, участвующих в зачете, суммы заявленной к зачету задолженности, даты погашения задолженности путем зачета, а также документов, служащих основанием для возникновения обязательств (договор, счет, накладная, счет-фактура, платежное поручение и т.п.).
Заключенные сторонами акты о взаимозачете не содержат никаких указаний, кроме названий самих сторон (заявителя как покупателя и его продавца); в них отсутствуют взаимные однородные требования между лицами, их заключившими. Кроме того, акты не содержат информации об основаниях возникновения задолженности, не свидетельствуют о факте совершения хозяйственных операций и их оплате, а следовательно, о прекращении обязательств общества зачетом встречного требования перед поставщиками за приобретенный товар. При этом в этих актах не указаны суммы налога, оплаченные поставщикам товара, реализованного заявителем на экспорт, и заявленные им затем к вычету. В имеющихся в материалах дела актах указаны не только номера счетов-фактур, по которым производилась оплата и заявлены налоговые вычеты, но и иные. Таким образом, из имеющихся в материалах дела доказательств нельзя сделать вывод о том, что общество подтвердило факт понесенных им затрат по уплате НДС поставщикам в составе стоимости товара, поскольку не представило доказательств прекращения обязательств перед ними зачетом, а следовательно, свое право на заявленную спорную сумму налогового вычета по налоговой декларации.
При таких обстоятельствах суды сделали неправильный вывод о том, что инспекция приняла необоснованное решение об отказе в возмещении НДС.
С учетом изложенного решение и постановление судов подлежат отмене, а в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2006 по делу N А56-30518/2005 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Стура Импекс" в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стура Импекс" в доход федерального бюджета 4 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июня 2006 г. N А56-30518/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника