Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июня 2006 г. N А26-8160/2005-211
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 26.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.03.2006 по делу N А26-8160/2005-211 (судья Подкопаев А.В.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 4" (далее - школа) 94 695 руб. 74 коп. задолженности по единому социальному налогу (далее - ЕСН) и 6 718 руб. 98 коп. пеней, а при невозможности взыскания с указанного лица - с администрации города Петрозаводска (далее - Администрация), его учредителя и собственника имущества.
Определением суда первой инстанции от 07.03.2006 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить определение от 07.03.2006 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Поскольку школа не имеет расчетного счета, то, по мнению инспекции, налоговый орган лишен возможности взыскать обязательные платежи в бюджет в порядке, установленном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Податель жалобы считает, что в данном случае взыскание налогов и пеней возможно только в судебном порядке.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобе надлежаще извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в связи с наличием недоимки по ЕСН инспекцией выставлено требование от 25.05.2005 N 9174 об уплате 181 520 руб. 02 коп. ЕСН и 6 718 руб. 98 коп. пеней в срок до 06.06.2005. В связи с неисполнением указанного требования и на основании статьи 46 НК РФ инспекция приняла решение от 16.06.2005 N 4954 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках. Однако школа не имеет счета в банке и все расчеты осуществляются ею через лицевой счет Централизованной бухгалтерии Администрации.
В связи с отсутствием у налогоплательщика счетов в банках для выставления инкассовых поручений инспекция приняла решение от 20.06.2005 N 1066 о взыскании налога и пеней за счет имущества организации. Указанное решение не исполнено в связи с отсутствием у школы имущества.
Названное обстоятельство послужило налоговому органу основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога и пеней. На момент обращения налогового органа в суд школой не уплачено 94 695 руб. 74 коп. ЕСН и 6 718 руб. 98 коп. пеней.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, указал на невозможность судебного взыскания с организации сумм налога и пеней в случае соблюдения налоговым органом процедуры их бесспорного списания при отсутствии у налогоплательщика имущества и доходов, на которые может быть обращено взыскание, налоговым законодательством не предусмотрена.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы инспекции и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает определение от 07.03.2006 ошибочным и подлежащим отмене.
Согласно статье 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В подпункте 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ указано, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
В абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеней с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке, следовательно, налоговым органам не предоставлено право на такое взыскание и данное право может быть реализовано только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Инспекция не взыскала задолженность по налогам и пеням в бесспорном порядке, поскольку у школы отсутствуют собственное имущество, расчетные счета в банках и финансирование осуществляется через расчетный счет Централизованной бухгалтерии Администрации, взыскание с которого предусмотрено только в судебном порядке.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для прекращения производства, в связи с чем определение следует отменить, а дело -
направить для рассмотрения по существу. Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.03.2006 по делу N А26-8160/2006-211 отменить.
Дело направить для рассмотрения по существу в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2006 г. N А26-8160/2005-211
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника