Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 июня 2006 г. N А26-12284/2005-211
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Самсоновой Л.А. и Шевченко А.В., при участии от муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 23" Морозовой Т.А. (доверенность от 01.06.2006),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2006 по делу N А26-12284/2005-211 (судья Подкопаев А.В.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 23" (далее - Учреждение) 25 705 руб. недоимки по единому социальному налогу за IV квартал 2004 года и 8 226, 66 пеней, начисленных за нарушение сроков его уплаты.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Администрация города Петрозаводска и муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия N 2".
Определением суда от 26.02.2006 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 и статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить определение суда и направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу, ссылаясь на неправильное применением судом норм материального и процессуального права.
Администрация города Петрозаводска, муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия N 2", Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
Налоговая инспекция в апреле 2005 года направила в адрес Учреждения требование N 5737 об уплате в срок до 11.04.2005 числящейся за налогоплательщиком по состоянию на 04.04.2005 задолженности по единому социальному налогу за IV квартал 2004 года в сумме 31 940 руб. (в том числе 25 699 руб. единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и 6 241 руб. единого социального налога, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования) и пеней по единому социальному налогу в размере 8 226,66 руб.
Учреждение в установленный срок требование не исполнило, поэтому налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), принято решение от 13.04.2005 N 2991 о взыскании 40 166,66 руб. недоимки по единому социальному налогу и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
Ввиду отсутствия возможности исполнения такого решения путем выставления в банк инкассовых поручений (распоряжений) на списание соответствующих денежных средств в уплату налога и пеней (у Учреждения нет счетов, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ), налоговая инспекция в соответствии со статьей 47 НК РФ приняла решение от 27.04.2005 N 776 и постановление от 27.04.2005 N 764 о взыскании задолженности по налогу и пеней за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 40 166,66 руб.
Исполнительное производство N 41-303, возбужденное в апреле 2005 года на основании постановления налогового органа от 27.04.2005 N 764 судебным приставом-исполнителем, окончено постановлением от 26.08.2005 в связи с невозможностью взыскания. Налоговому органу возвращено постановление от 27.04.2005 о взыскании налога и пеней за счет имущества Учреждения.
Перечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения налоговой инспекции с заявлением о взыскании задолженности по единому социальному налогу и пеней в арбитражный суд.
Поскольку на момент обращения налогового органа в суд Учреждение частично погасило задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, инспекция просила взыскать с налогоплательщика задолженность по единому социальному налогу за IV квартал 2004 года в сумме 25 705 руб. и пени за нарушение сроков уплаты единого социального налога в размере 8 226,66 руб.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу, посчитав, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку налоговым органом использованы предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации процедуры бесспорного взыскания с Учреждения задолженности по единому социальному налогу и пеней. Поэтому у заявителя отсутствуют основания для взыскания с Учреждения той же задолженности в судебном порядке.
Кассационная инстанция считает этот вывод суда ошибочным.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2005 году) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса.
Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 75 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается начислением пени. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
Как указано в пунктах 1 и 2 статьи 46 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2005 году), в случаях неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа.
В пункте 3 статьи 46 НК РФ определено, что решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Вместе с тем в абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени, с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Право такого взыскания налоговым органам Налоговым кодексом Российской Федерации не предоставлено. Взыскание задолженности по налогам и пеням в этом случае может быть произведено только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 239 "Иммунитет бюджетов" Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ, действовавшей в период вынесения судом решения, иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 23" является бюджетным учреждением, не имеет рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов в банках, а также иного собственного имущества.
Следовательно, поскольку принятые налоговым органом меры по внесудебному взысканию задолженности по налогу и пеням не привели к ее погашению ввиду отсутствия у Учреждения собственного имущества и расчетных счетов в банках, а финансирование осуществляется через бюджетный счет, взыскание с которого предусмотрено только в судебном порядке, суд не имел права прекращать производство по делу, а обязан был рассмотреть спор по существу.
Учитывая изложенное, определение суда подлежит отмене, а дело - передаче в тот же суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2006 по делу N А26-12284/2005-211 отменить.
Дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 23" задолженности по единому социальному налогу за IV квартал 2004 года в сумме 25 705 руб. и 8 226,66 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты названного налога, направить в Арбитражный суд Республики Карелия для рассмотрения по существу.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2006 г. N А26-12284/2005-211
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника