Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июня 2006 г. N А42-6563/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Малышевой Н.Н., рассмотрев 22.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.11.2005 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2006 (судьи Протас Н.И., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А42-6563/2005,
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с администрации с Териберка Мурманской области (далее- администрация) 177 852 руб. задолженности по страховым взносам на неработающее население за 2004 год и 17 535 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов.
Решением суда от 07.11.2005 с администрации в пользу фонда взыскано 9 536,93 руб. пеней, начисленных за период с 26.01.2004 по 12.05.2005, в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов. Во взыскании с администрации остальной части пеней, а также задолженности по страховым взносам отказано. Суд первой инстанции сделал вывод об исполнении администрацией обязательств по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год, предусмотренных в договоре от 29.01.2004 N 22-787 (8-0003), заключенном с фондом.
Постановлением от 13.02.2006 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу фонда - без удовлетворения.
В кассационной жалобе фонд, ссыпаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить названные судебные акты в части отказа во взыскании с администрации задолженности по страховым взносам в сумме 177 852 руб. и пеней и удовлетворить требования полностью. Фонд считает, что администрация не выполнила территориальную программу обязательного медицинского страхования неработающего населения, в соответствии с которой должна была перечислить в фонд 1 632 300 руб. страховых взносов, а не 1 440 000 руб. страховых взносов, предусмотренных в бюджете муниципального образования с. Териберка.
Представители фонда и администрации, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что фондом проведена проверка своевременности и правильности перечисления администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2004 год.
В ходе проверки установлена несвоевременная уплата страховых взносов, а также неполная их уплата. В соответствии с утвержденным бюджетом администрации на 2004 год и договором на обязательное медицинское страхование неработающего населения от 29.01.2004 N 22-787(8-0003) на 2004 год (далее - договор), заключенным между фондом и администрацией, сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения составляет 1 440 000 руб. из расчета 798 человек застрахованных и размера страхового взноса на каждое застрахованное лицо в сумме 150,3 руб. в месяц (размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в названной сумме на 2004 год был утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 20.10.2003 N 281-ПП/14). Сумма страховых взносов, необходимая для обеспечения территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи (далее - территориальная программа), в части территориальной программы обязательного медицинского страхования для администрации и фонда составила за 2004 год 1 632 300 руб. Из материалов дела усматривается, что названная сумма установлена из расчета 905 человек застрахованных и размера страхового взноса на каждое застрахованное лицо в сумме 150,3 руб. в месяц (лист дела 72).
Поскольку администрацией по состоянию на 01.01.2005 перечислена фонду не вся сумма страховых взносов, предусмотренная в бюджете фонда территориальной программой, и задолженность по страховым взносам составила 292 659 руб., фонд по итогам проверки принял решение от 21.03.2005 N 3 о взыскании с администрации в судебном порядке названной суммы задолженности по взносам и 4 184 руб. пеней, направив администрации в порядке доарбитражного урегулирования спора требование о добровольной уплате начисленной суммы страховых взносов и пеней.
В установленный десятидневный срок администрация требование не исполнила, в связи с чем фонд обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В период рассмотрения дела в суде администрация согласилась с тем, что нарушала сроки уплаты страховых взносов и признала правомерным начисление пеней в сумме 9 536,93 руб. Кроме того, она частично погасила задолженность по страховым взносам, в связи с чем фондом были уточнены первоначальные требования: снижен размер недоимки, указанной в принятом решении от 21.03.2005 N 3 и требовании, до 177 852 руб.; увеличена сумму пеней до 27 072 руб. с учетом увеличения периода просрочки уплаты взносов.
Администрация не признала требования фонда в части названной суммы задолженности по страховым взносам за 2004 год и пеней в сумме 17 535 руб., полагая, что полностью перечислила страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Кассационная инстанция считает, что суды, соглашаясь с доводами и возражениями администрации и отказывая фонду во взыскании с ответчика 177 852 руб. страховых взносов и 17 535 руб. пеней, обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В соответствии со статьей 17 Закона N 1499-1 местная администрация осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусматриваемых в бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" уплачиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Аналогичная норма содержится и в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР". Согласно Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В пункте 5 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, также указано, что органы местного самоуправления должны перечислять средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае недостаточности указанных средств при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти.
Согласно статье 22 Закона N 1499-1 базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1096 "Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".
На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" органы государственного управления, в том числе областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи по территориальной программе не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Законом Мурманской области от 27.12.1999 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" (в редакции Закона Мурманской области от 23.12.2003 N 459-01-ЗМО, далее - Закон N 174-01-ЗМО) предусмотрено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и указывается в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц ежегодно формируется и утверждается Правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.
Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.
Как установлено судами, Законом Мурманской области от 23.12.2003 N 458-01-ЗМО "О бюджете МТФОМС на 2004 год" сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для администрации с Териберка Мурманской области на 2004 год утверждена в размере 1 632 300 руб., из расчета 905 человек застрахованных и размера страхового взноса на каждое застрахованное лицо в сумме 150,3 руб. в месяц (лист дела 72).
Однако в соответствии с пунктом 4 договора от 29.01.2004 N 22-787(8-0003), заключенного администрацией с фондом, общая численность застрахованных на момент заключения договора составляет только 798 человек, то есть на 107 человек менее, чем учтено при утверждении объемов финансирования территориальной программы и бюджета фонда на 2004 год.
Согласно пункту 4 договора от 29.01.2004 N 22-787(8-0003) корректировка численности застрахованных производится один раз в год и согласовывается с Мурманским территориальным фондом обязательного медицинского страхования при подготовке проектов законов Мурманской области о бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования и областном бюджете на предстоящий финансовый год. Таким образом, согласованная фондом и администрацией на 2004 год численность застрахованных лиц не могла быть скорректирована в сторону увеличения в течение финансового года. Напротив, из материалов дела следует, что при подготовке проектов законов Мурманской области о бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования и областном бюджете на предстоящий 2004 финансовый год корректировке подлежала численность застрахованных лиц, согласованная между фондом и администрацией на 2003 год, однако такой корректировки сделано не было и бюджет фонда на 2004 год утвержден в размере 1 632 300 руб. из расчета численности неработающего населения в количестве 905 человек, а не 798 человек - численности, согласованной фондом с администрацией на 2004 год.
Из представленных по делу доказательств следует, что администрация перечислила фонду всю сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2004 год, предусмотренную как договором от 29.01.2004 N 22-787(8-0003), так и территориальной программой, поскольку перечисления произведены на согласованную фондом и администрацией численность застрахованных лиц и с учетом страхового взноса 150,3 руб. на одного застрахованного, установленного постановлением Правительства Мурманской области от 20.10.2003 N 281-ПП/14. Фонд же требует взыскать с администрации страховые взносы на обязательное медицинское страхование не застрахованных лиц (107 человек).
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали фонду в удовлетворении заявления в этой части.
Учитывая изложенное, у кассационной инстанции не имеется оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.11.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2006 по делу N А42-6563/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2006 г. N А42-6563/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника