Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июня 2006 г. N А42-7645/2005
Резолютивная часть постановления оглашена 21.06.2006.
Полный текст постановления изготовлен 21.06.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 21.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2006 (судьи Семиглазов В.А., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А42-7645/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мурманфишпродактс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция) от 20.07.2005 N 181.
Решением суда от 02.12.2005 в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.02.2006 решение суда первой инстанции отменено. Суд признал оспариваемое решение инспекции недействительным.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции от 27.02.2006, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и оставить в силе решение от 02.12.2005. По мнению подателя жалобы, общество не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, поэтому оно не вправе применять в I квартале 2005 года льготную ставку и тариф по единому социальному налогу (далее - ЕСН) и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В судебное заседание представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явились, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не служит препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.
Общество 20.04.2005 представило в инспекцию расчет авансовых платежей по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за ! квартал 2005 года, и расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за I квартал 2005 года (л.д. 25 - 36), в которых применило льготную налоговую ставку и тариф страхового взноса, предусмотренные для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В письме от 05.07.2005 N 70-26.3-13/2-8-078344 инспекция уведомила общество об открытии производства по делу о налоговом правонарушении в связи с неправомерным применением им налоговой ставки и тарифа страхового взноса для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, предложив налогоплательщику представить свои пояснения и возражения, указав, что право на применение налоговой ставки, установленной абзацем 2 пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", имеют лишь сельскохозяйственные товаропроизводители. Общество к этой льготной категории налогоплательщиков не относится (л.д. 37 - 40).
В письме от 15.07.2005 N Б-147 общество представило налоговому органу возражения, считая, что отнесение того или иного лица к сельскохозяйственному товаропроизводителю не связано с его организационно-правовой формой (л.д. 41-42).
По итогам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение от 20.07.2005 N 181 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислено 240 425 руб. авансовых платежей по ЕСН за I квартал 2005 года и 148 315 руб. авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, за I квартал 2005 года, а также начислено 21 863 руб. 95 коп. пеней за несвоевременную уплату доначисленных авансовых платежей.
Общество не согласилось с решением инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, указал, что общество в спорный период выращиванием рыбы не занималось, а осуществляло ее добычу и последующую переработку, а следовательно, не вправе было исчислять налог и взносы как сельскохозяйственный товаропроизводитель.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявление общества, пришел к выводу о том, что право налогоплательщика на применение спорной льготы зависит не от его организационно-правовой формы, а от вида осуществляемой им деятельности. Исходя из понятия, приведенного в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ), к сельскохозяйственным товаропроизводителям в рыбной отрасли относятся не только артели (колхозы), но и предприятия и организации иных организационно-правовых форм, производство и вылов рыбы в стоимостном выражении у которых превышает 70% общего объема производимой продукции. Суд указал, что в I квартале 2005 года добыча, переработка и реализация рыбы и морепродуктов в общей сумме доходов общества превысили 70%, поэтому заявитель правомерно рассчитал авансовые платежи по ЕСН.
Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции ошибочным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 НК РФ общество является плательщиком ЕСН.
Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего года (статья 240 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 241 НК РФ для плательщиков ЕСН - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется налоговая ставка 20%.
В силу статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" для страхователей, выступающих в качестве работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, с базой на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года до 280 000 руб. в 2005 году для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен тариф в размере 10, 3%.
Однако глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации и пенсионное законодательство не дают определения сельскохозяйственного товаропроизводителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно статье 1 Закона N 193-ФЗ к сельскохозяйственным товаропроизводителям, то есть лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, относится физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Следовательно, при осуществлении деятельности в виде вылова рыбы к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся только рыболовецкие артели (колхозы).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции, относится продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 98 9930).
Вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, к сельскохозяйственной продукции не относится, а принадлежит к классу продукции 92 0000 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольнокрупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности" и группировке 92 0001 "Улов рыбы (включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных".
Кассационная инстанция считает ошибочной ссылку суда апелляционной инстанции на положения статьи 1 Федерального закона от 14.07.1997 N 110-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства", не применяемые к отношениям по уплате авансовых платежей в 2005 году. Указанный закон утратил силу с 01.01.2005 в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50%.
Следовательно, определяющим признаком производства сельскохозяйственной продукции является выращивание данной продукции организацией, исключение составляет вылов рыбы и других биоресурсов, осуществляемый рыболовецкими артелями (колхозами).
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 3 Закона N 193-ФЗ сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности.
Из приведенных норм следует, что именно личное трудовое участие граждан при осуществлении вылова рыбы позволяет отнести данный вид деятельности к сельскохозяйственной.
Других правовых оснований считать выловленную рыбную продукцию сельскохозяйственной не имеется ни в налоговом законодательстве, ни в иных нормативно - правовых актах.
Из изложенного следует, что общество, не являющееся рыболовецкой артелью (колхозом), при осуществлении вылова рыбы не выступает в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, имеющего право на применение в 2005 году пониженных ставок по ЕСН и тарифов страховых взносов.
Таким образом, обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, а решение суда от 02.12.2005 - оставлению в силе.
В связи с удовлетворением жалобы инспекции в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в судах трех инстанций в размере 4 000 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2006 по делу N А42-7645/2005 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.12.2005.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мурманфишпродактс" в доход федерального бюджета 4 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2006 г. N А42-7645/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника