Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июня 2006 г. N А05-649/2006-24
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Старченковой В.В.,
при участии от Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области Пономарева С.В. (доверенность от 10.10.2005)
рассмотрев 27.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.03.2006 по делу N А05-649/2006-24 (судья Макаревич И.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания", являющаяся правопредшественником открытого акционерного общества "Архэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Муниципальному образования "Город Северодвинск" в лице Управления социальной защиты населения города Северодвинска, Архангельской области в лице Департамента финансов и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 340 021 руб. 45 коп. компенсационных выплат, не полученных из бюджета в связи с предоставлением льгот различным соответствующим категориям граждан по оплате со скидкой в 50% квартирной платы и коммунальных услуг на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) за период с ноября по декабрь 2004 года.
Решением от 14.03.2006 с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 340 021 руб. 45 коп. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя кассационной жалобы, исковые требования, основывающиеся на положениях Закона, в отношении Минфина РФ удовлетворению не подлежат. Заявитель считает, что у суда отсутствовали правовые основания для взыскания расходов с Минфина РФ, поскольку оно надлежащим образом исполнило возложенные на него обязательства, перечислив денежные средства, предусмотренные на финансирование спорных льгот федеральными законами о бюджете, в полном объеме; лица, участвующие в деле, не запрашивали из федерального бюджета сумму, большую, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год"; акт сверки, подписанный без участия Минфина, не может служить доказательством наличия у него какого-либо долга перед Обществом.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, истцом в ноябре и декабре 2004 года в соответствии на основании статьи 17 Закона соответствующим категориям граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Северодвинск" Общество предоставляло 50% скидку с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Невозмещение указанных расходов послужило основанием для обращения Общества с настоящим иском в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела.
Вынося обжалуемый судебйый акт, суд указал на отсутствие в Законе указания на источник финансирования льгот им предусмотренных.
Кассационная инстанция считает данный вывод ошибочным, что однако не привело к принятию незаконного судебного акта.
Статьей 17 Закона (в редакции от 26.04.2004) Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно пунктам 14 и 15 статьи 5 Закона к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил финансирование расходов, связанных с реализацией льгот для данной категории граждан, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Суд, установив, что Калининградской области из федерального фонда компенсаций выделены все денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2004 год на реализацию Закона в части оплаты жилья и коммунальных услуг, и что они израсходованы в соответствии с целевым назначением, пришел к правильному выводу о том, что понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что лица, участвующие в деле, не запрашивали из федерального бюджета сумму, большую, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", суд кассационной инстанции не принимает, поскольку это не является основанием для возложения обязанности компенсировать расходы истца за счет собственных средств либо средств нижестоящих бюджетов.
Ссылка Минфина РФ на ненадлежащее доказательство наличия взыскиваемых расходов Общества в виде акта сверки, в составлении которого Минфин РФ участия не принимал, кассационная инстанция принять не может, поскольку доказательством наличия расходов послужили, как установил суд, другие доказательства - как то копии лицевых счетов и списки граждан - льготников с указанием на документ, свидетельствующий о наличии льгот, стоимость оказанных Обществом услуг и размер скидки по ним. Указанные документы Минфином РФ не оспорены.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.03.2006 по делу N А05-649/2006-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2006 г. N А05-649/2006-24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника