Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июня 2006 г. N А05-11653/2005-16
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Рудницкого Г.М. и Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 28.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 02.12.2005 (судья Искусов В.Ф.) и постановление апелляционной инстанции от 17.03.2006 (судьи Бекарова Е.И., Бушева Н.М., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-11653/2005-16,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вудмастер" (далее - ООО "Вудмастер") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Агентству лесного хозяйства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Агентство) об обязании ответчика произвести зачет на сумму 164 564 руб. 60 коп. в счет арендной платы за 2005 год по договору аренды участка лесного фонда от 18.07.2003 N 12, а также возвратить из федерального бюджета 305 884 руб. 47 коп., ошибочно перечисленных в 2004 году в качестве платежей за пользование лесным фондом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция).
Решением от 02.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2006, суд обязал Агентство произвести зачет арендной платы за 2005 год в размере 164 564 руб. 60 коп. (сумма уменьшения арендной платы за 2005 год в соответствии с протоколом согласования цены арендной платы на 2004 год) и отказал в иске в части обязания ответчика возвратить арендную плату за пользование участками лесного фонда в сумме 305 884 руб. 47 коп. Суд посчитал, что возвращать ошибочно перечисленную истцом в федеральный бюджет плату за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, в сумме 305 884 руб. 47 коп. должна Инспекция.
В кассационной жалобе Инспекция просит изменить решение первой и постановление апелляционной инстанций в части признания ее обязанным лицом по возврату платежей за пользование лесным фондом, ошибочно внесенных в федеральный бюджет до 01.01.2005.
В отзыве на кассационную жалобу Агентство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Обозерским лесхозом им. С.В. Грудович (далее - Лесхоз, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Лесопромышленное хозяйство "Север" (далее - ООО "ЛПХ "Север", арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда от 18.07.2003 N 12.
В последующем по решению единственного участника ООО "ЛПХ "Север" от 30.11.2004 создано ООО "Вудмастер" путем реорганизации последнего в форме выделения.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" ООО "Вудмастер" считается созданным с момента внесения 06.12.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации названного юридического лица.
В соответствии с уточненным разделительным балансом и по передаточному акту ООО "ЛПХ "Север" передало ООО "Вудмастер" права и обязанности арендатора по договору аренды от 18.07.2003 N 12 в части арендной платы за 2004 год по рубкам главного пользования на арендуемом у Лесхоза участке согласно протоколу согласования арендной платы на 2004 год.
Далее, 28.01.2005 Лесхоз и ООО "Вудмастер" подписали соглашение за номером 8, которым внесли изменения в договор от 18.07.2003 N 12. Согласно этим изменениям арендатором участков лесного фонда в Озерском, Северном, Войборском лесничествах Лесхоза общей площадью 55 495 га и ежегодным объемом пользования 23,3 тыс. куб.м стало ООО "Вудмастер", которое приняло на себя все права и обязанности, связанные с исполнением данного договора, в том числе и возникшие до заключения соглашения.
Государственная регистрация соглашения осуществлена 04.02.2005, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись.
ООО "Вудмастер", полагая, что к нему перешли обязательства за 2004 год по арендной плате за пользование участками лесного фонда, переданными по договору аренды от 18.07.2003 N 12, платежным поручением от 27.12.2004 N 2 осуществило безналичный платеж, перечислив в федеральный бюджет 305 884 руб. 47 коп. арендной платы за пользование участками лесного фонда в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.
Платеж осуществлен по реквизитам Управления Федерального Казачества по Архангельской области.
Судом установлено, что Инспекция не засчитала указанный платеж в счет оплаты по договору от 18.07.2003 N 12 по лицевым счетам ООО "Вудмастер" за 2004 год, поскольку права и обязанности арендатора по названному договору перешли к истцу только с 04.02.2005. В связи с этим истец обратился с требованием к Агентству об обязании возвратить ему из бюджета 305 884 руб. 47 коп.
Между Инспекцией и Агентством возник спор о том, какой именно орган должен принять решение о возврате ошибочно уплаченных платежей за пользование лесным фондом.
Суд обеих инстанций пришел к выводу о том, что возврат истцу 305 884 руб. 47 коп., перечисленных в доход федерального бюджета, должна произвести Инспекция, а не Агентство. В связи с этим суд отказал истцу в иске в названной части.
Инспекция обжалует мотивировочные части принятых по делу судебных актов, считая неправильным вывод суда о том, что она является администратором поступлений платежей за пользование лесным фондом и должна возвратить истцу ошибочно перечисленные им в бюджет денежные средства.
В остальной части решение суда сторонами не оспорено.
Кассационная инстанция считает, что жалобу Инспекции следует удовлетворить, а решение суда и постановление апелляционной инстанции - отменить в части отказа ООО "Вудмастер" в иске об обязании Агентства произвести возврат истцу ошибочно перечисленных 305 884 руб. 47 коп. за пользование лесным фондом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральное агентство лесного хозяйства является администратором поступлений платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и на него как администратора возложены полномочия по контролю за правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей. Функции администратора названных платежей возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства с 01.01.2005 также частью 1 статьи 6 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" и приложением N 1 к нему. Таким образом, за Федеральным агентством лесного хозяйства закреплены как источник дохода бюджета Российской Федерации все платежи за пользование лесным фондом. При этом не имеет значения, являются ли эти платежи налоговыми или относятся к доходам от собственности.
На основании приведенных нормативных актов Министерством финансов Российской Федерации изданы приказы от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Указания) и от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден "Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Порядок). В приложении N 11 к Указаниям также Федеральное агентство лесного хозяйства названо главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджет Российской Федерации по коду бюджетной классификации, на который налоговым органом зачислены средства ООО "Вудмастер", а пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам; при этом в платежных документах указывается дата и номер решения администратора о возврате поступления.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2005 N 02-05-03/2221 "Об администрировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" указано, что возврат платежей, относящихся к периоду исполнения функций администрирования (до 01.01.2005 исполнения функций начисления и контроля) по доходному источнику иным органом государственной власти, осуществляется вновь утвержденным в качестве администратора органом государственной власти.
Поэтому именно Агентство на основании статьи 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" обязано возвратить ООО "Вудмастер" ошибочно уплаченные в федеральный бюджет денежные средства. Администратором средств, излишне уплаченных в федеральный бюджет заявителем, с 01.01.2005 Инспекция не является.
Несогласованность действий государственных органов в области исполнения бюджетного законодательства не должна приводить к нарушению прав лица, ошибочно уплатившего средства в бюджет.
При таких обстоятельствах суду следовало возложить обязанность по возврату 305 884 руб. 47 коп. из федерального бюджета на Агентство как на государственный орган, который на день принятия судом решения был уполномочен в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" это делать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 02.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 17.03.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-11653/2005-16 отменить в части отказа в иске о возврате арендной платы за пользование участками лесного фонда в размере 305 884 руб. 47 коп.
Обязать Агентство лесного хозяйства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу произвести возврат обществу с ограниченной ответственностью "Вудмастер" из федерального бюджета 305 884 руб. 47 коп., ошибочно уплаченных в федеральный бюджет.
В остальной части решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Т.И. Сапоткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2006 г. N А05-11653/2005-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника