Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июня 2006 г. N А56-34685/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу Красиковой В.В. (доверенность от 16.02.2006 N 17/2675),
рассмотрев 28.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2005 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2006 (судьи Борисова Г.В., Савицкая И.Г., Шестакова М.А.) по делу N А56-34685/2005,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Красносельскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой в настоящее время является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Алина" (далее - общество) 5 988 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 и пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 29.11.2005 суд отказал инспекции в удовлетворении заявленных требований, указав на пропуск налоговым органом предусмотренного пунктом 1 статьи 115 НК РФ шестимесячного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение от 29.11.2005 и постановление от 02.03.2006 и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Жалоба рассмотрена без участия представителей общества, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом налогового законодательства, правильности исчисления, удержания, своевременности перечисления обществом налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет за период с 10.04.2002 по 31.12.2003.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 03.02.2005 N 35/02 и принято решение от 18.02.2005 N 02/1743 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 5 539 руб. штрафа за непредставление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за второй и четвертый квартал 2002 года и по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 449 руб. за неполную уплату налога на добавленную стоимость, а также о доначислении 2 243 руб. налога на добавленную стоимость и начислении 222 руб. пеней за его несвоевременную уплату.
На основании названного решения обществу направлены требования от 24.02.2005 об уплате в срок до 15.03.2005 указанных в решении от 18.02.2005 N 02/1743 сумм налога, пеней и штрафов.
Поскольку требование налогового органа об уплате налоговой санкции в установленный срок общество не исполнило, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали инспекции в удовлетворении требований в связи с истечением срока давности взыскания налоговой санкции, предусмотренного пунктом 1 статьи 115 НК РФ, и такой вывод судов обеих инстанций кассационный суд считает правильным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут ответственность, установленную пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 этой статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Пунктом 2 статьи 119 НК РФ предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Как следует из статей 31, 82, 87 - 89, 93, 100-101 НК РФ, обнаружение и выявление налогового правонарушения происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении результатов налоговых проверок.
Согласно пункту 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 при применении нормы статьи 115 НК РФ необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки со дня составления акта, а также в случае привлечения к установленной Налоговым кодексом Российской Федерации ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1 НК РФ).
Данная позиция подтверждена постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П, в котором указано, что если налоговое правонарушение, совершенное налогоплательщиком, обнаруживается и фиксируется актом выездной налоговой проверки, то начало течения шестимесячного срока давности взыскания налоговой санкции, как следует из статей 100, 101, 113 и 115 НК РФ, связывается именно с указанным актом, с принятием которого начинается процесс привлечения к налоговой ответственности.
При этом указанный шестимесячный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
В рассматриваемом случае вменяемые обществу правонарушения выявлены в ходе выездной налоговой проверки. Следовательно, исчисление срока давности взыскания налоговых санкций должно производиться со дня составления акта выездной проверки.
Акт выездной налоговой проверки составлен 03.02.2005, с заявлением в арбитражный суд инспекция обратилась 04.08.2005, то есть с пропуском срока, установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ на 1 день.
Довод налогового органа о том, что им не пропущен шестимесячный срок является несостоятельным.
В соответствии со статьей 6.1 НК РФ течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. При этом срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Днем истечения процессуального срока считается дата, которой заканчивается период, в течение которого должно быть совершено процессуальное действие.
Таким образом, установленный статьей 115 НК РФ шестимесячный срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафных, санкций начинает течь 04.02.2005 и заканчивается в двадцать четыре часа 03.08.2005.
При таких обстоятельствах, суды, указав на нарушение налоговым органом шестимесячного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований и у кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2006 по делу N А56-34685/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2006 г. N А56-34685/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника