Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июня 2006 г. N А66-7359/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирилловой И.И., Кустова А.А.,
рассмотрев 28.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.02.2006 по делу N А66-7359/2005 (судья Жукова В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление N 18" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению социальной защиты населения города Твери (далее - Управление) о взыскании 192 310 руб. 53 коп. компенсационных выплат, не полученных из бюджета в связи с предоставлением в первом квартале 2005 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории города Твери, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатенском полигоне".
Определением от 15.08.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент финансов Администрации Тверской области (далее - Департамент) и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ). Этим же определением Управление исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Определением от 13.12.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный отдел социальной защиты населения города Твери.
Решением от 01.02.2006 в пользу Общества за счет средств казны Российской Федерации взыскано 192 310 руб. убытков. В иске к Департаменту отказано.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя кассационной жалобы, исковые требования в отношении Минфина РФ удовлетворению не подлежат.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в первом квартале 2005 года Предприятие при взимании платы за жилье и коммунальные услуги во исполнение Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатенском полигоне" предоставляло 50-процентную льготу соответствующим категориям граждан.
Так как в результате предоставления указанных льгот у истца возникли некомпенсированные расходы в сумме 192 310 руб. 53 коп, он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до 08.05.2005, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно статье 23.2 указанного нормативного акта, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии со статьей 17 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 31.12.2005, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно статье 28.2 указанного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с абзацем 3 статьи 14 закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется в том числе оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
При этом Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Аналогичные льготы предусмотрены соответствующим категориям граждан и Федеральными законами "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатенском полигоне", из которых также следует, что расходы по предоставлению льгот также лежат на федеральном бюджете и учитываются ежегодно в федеральном бюджете в составе Федерального фонда компенсаций.
Таким образом, вывод суда о том, что обязанность по финансированию граждан, пользующихся льготами на основании Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатенском полигоне", лежит на федеральном бюджете, является обоснованным и законным.
Между тем кассационная инстанция считает судебный акт подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в силу недостаточной обоснованности.
На 2005 год Федеральный фонд компенсаций утвержден в сумме 35 756 545,0 тыс. рублей.
В состав Федерального фонда компенсаций, в том числе, вошли субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 26 670 000 тыс. рублей и бюджетам закрытых административно-территориальных образований на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 472 760 тыс. рублей, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ), Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 N 3061-1), Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", с распределением согласно приложениям 20 и 21 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год".
Согласно приложению 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" Тверской области из Федерального фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан подлежало выделению 199 597,7 тыс. руб.
Судом изложенные обстоятельства при вынесении судебного акта не учтены и не выяснено, достаточно ли федеральный бюджет выделил компенсационных выплат на соответствующие цели, в каком объеме бюджетом субъекта использованы выделенные денежные средства.
Кроме того, судом не исследовался вопрос о том, включен ли истцом в размер иска налог на добавленную стоимость и не дана оценка правомерности требований в этой части.
С учетом изложенного принятый по делу судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное выше и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01.02.2006 по делу N А66-7359/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2006 г. N А66-7359/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника