Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июля 2006 г. N А56-26885/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Троицкой Н.В., Шевченко А.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Степовского А.И. (доверенность от 06.06.2006 N 03-16/07199), от закрытого акционерного общества "Портовый флот" Румянцевой Г.В. (доверенность от 12.12.2005 N 90-д/юр), Смирновой Г.М. (доверенность от 07.02.2006 N 08-д/юр),
рассмотрев 04.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2006 по делу N А56-26885/2005 (судья Галкина Т.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Портовый флот" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 23.06.2005 N 5-13-9 в части доначисления 1 399 810 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и 2 352 551 руб. 01 коп. единого социального налога (далее - ЕСН), начисления 1 621 654 руб. пеней за просрочку их уплаты, взыскания 815 133 руб. штрафа за их неуплату на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также по эпизоду занижения базы, облагаемой налогом на прибыль, на 390 815 руб. расходов по оплате услуг нотариуса.
Решением суда первой инстанции от 15.02.2006 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новое решение.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Общества по вопросу исчисления и уплаты налогов за 2002 и 2003 год, о чем составлен акт от 24.05.2005 N 15-13-9.
По результатам проверки с учетом представленных заявителем возражений по акту налоговым органом вынесено решение от 23.06.2005 N 5-13-9 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде 528 834 руб.
штрафа за неуплату налогов и на основании статьи 123 НК РФ - 344 274 руб. штрафа - за неудержание НДФЛ. Названным решением налогоплательщику доначислено 4 039 704 руб. налогов, начислено 1 660 258 руб. пеней, а также уменьшено на 614 066 руб. сумма налога на прибыль, уплаченная в бюджет.
Общество не согласилось с выводами Инспекции и обратилось в суд с заявлением о признании решения от 23.06.2005 N 5-13-9 частично недействительным.
В частности, налоговым органом установлено, что в 2003 году Обществом необоснованно включена в состав расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции, плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов - 390 815 руб., что повлекло занижение подлежащей уплате суммы налога на прибыль.
Согласно статье 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 16 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относится плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление. Такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон N 2005-1) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений, а также за составление ими проектов документов, выдачу копий и дубликатов документов государственная пошлина взимается в следующих размерах:
- за составление проектов сделок, предмет которых подлежит оценке, - 1 % от суммы, на которую заключается сделка, но не менее 50 процентов от минимального размера оплаты труда (подпункт 23 пункта 4 статьи 4 Закона N 2005-1);
- за удостоверение договоров об ипотеке недвижимого имущества, если данное требование установлено федеральным законом, - 1,5 % суммы договора, но не менее минимального размера оплаты труда (подпункт 3 пункта 4 статьи 4 Закона N 2005-1).
Понесенные Обществом расходы в виде платы нотариусу за нотариальное оформление документов соответствуют установленным тарифам.
Расходы заявителя в сумме 390 815 руб. документально подтверждены, так как заявитель представил в материалы дела необходимые документы, и экономически оправданны, поскольку эти затраты связаны с получением денежных средств по договору от 03.09.2002 N 915004 об открытии банком невозобновляемой кредитной линии.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 264 НК РФ Общество правомерно уменьшило налогооблагаемую прибыль за 2003 год на 390 815 руб., составляющих плату нотариусу за нотариальное оформление документов.
Основанием к доначислению ЕСН и НДФЛ послужило невключение Обществом в налоговую базу для их исчисления выплат иностранной валюты взамен суточных, производимых экипажам судов заграничного плавания морского флота судоходных российских компаний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 1 статьи 237 НК РФ облагаемая ЕСН база организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания российских судоходных компаний осуществляются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.94 N 819-р "Об установлении предельных размеров норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний" (далее - распоряжение от 01.06.94 N 819-р), по своей правовой природе соответствуют установленным нормам и относятся к компенсационным выплатам, связанным с особыми условиями труда, которые на основании статьи 238 Кодекса освобождаются от налогообложения.
При этом перечень компенсационных выплат, указанный в статье 238 НК РФ, не исчерпывается указанием только тех выплат, о которых говорится в статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Оснований для исключения из перечня, приведенного в статье 238 НК РФ, компенсационных выплат, предусмотренных статьей 129 ТК РФ, не имеется.
Кроме того, несмотря на то, что выплаты иностранной валюты членам экипажей судов, произведенные взамен суточных, не являются суточными (суточные выплачиваются при направлении в служебные командировки, а нахождение экипажа на судне в заграничном плавании во время его эксплуатации не является командировкой), указанные выплаты, по своей сути, направлены на компенсацию расходов членов экипажей судов.
Следует принять во внимание и противоречивую позицию Министерства финансов Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, изложенную в письме от 31.05.2004 N 04-04-04/63, в котором разъяснено, что выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимые членам экипажей судов заграничного плавания морского флота судоходных российских компаний, являющиеся по существу компенсационными выплатами, в пределах норм, установленных распоряжением от 01.06.94 N 819-р, не подлежат налогообложению ЕСН. Это свидетельствует о наличии неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, содержащихся в подпункте 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, которые в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика.
При названных обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого судебного акта не имеется.
Порядок исчисления, удержания и уплаты в бюджет НДФЛ регулируется нормами главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Вместе с тем в статье 217 НК РФ приведен перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Пунктом 3 данной статьи в этот перечень включены все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). В названной норме также указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также ряд фактически произведенных и документально подтвержденных целевых расходов.
В данном случае Общество в проверяемый период производило выплату членам экипажей судов заграничного плавания иностранной валюты взамен суточных в пределах норм, установленных распоряжением от 01.06.94 N 819-р, что Инспекция не оспаривает. В силу пункта 1 названного распоряжения эти выплаты производятся за каждые сутки заграничного плавания независимо от его продолжительности и относятся на эксплуатационные расходы предприятий-судовладельцев.
Таким образом, указанные выплаты связаны с особыми условиями труда членов экипажей судов в период заграничного плавания, которые на основании договора с судоходной компанией выполняют трудовые функции при эксплуатации морского судна и несут дополнительные затраты в связи с нахождением за пределами Российской Федерации. Согласно же статье 164 ТК РФ, подлежащей применению к спорным правоотношениям в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ, денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, признаются в рамках Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией.
При таких обстоятельствах Общество правомерно при исчислении и удержании НДФЛ исключало на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ из налоговой базы суммы иностранной валюты, выплаченные членам экипажей судов заграничного плавания взамен суточных и в пределах норм, установленных Распоряжением N 819-р, которые в силу статьи 164 ТК РФ являются компенсационными выплатами, связанными с исполнением трудовых обязанностей.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2006 по делу N А56-26885/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2006 г. N А56-26885/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника