Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 июля 2006 г. N А56-21592/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от КУГИ Крутицкого Н.А. (доверенность от 26.12.2005), от Военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации Нетосова С.В. (доверенность от 02.06.2006), от Межрегионального отделения Военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации Левченко Л.Л. (протокол от 14.03.2006 N 1),
рассмотрев 03.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2006 по делу N А56-21592/04 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Горшелев В.В.),
установил:
Военно-охотничье общество общероссийской спортивной общественной организации (далее - BOO) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Межрегиональному отделению Военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации (далее - Межрегиональное отделение BOO) о признании права собственности на следующие объекты недвижимости:
194223, Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д. 57, лит. В, кадастровый номер 78:5359:0:9, общей площадью 42,5 кв. м (траншейный стенд),
194223, Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д. 57, лит. Е, кадастровый номер 78:5359:0:10, общей площадью 8,9 кв. м (круглый стенд),
194223, Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д. 57, лит. Ж, кадастровый номер 78:5359:0:11, общей площадью 162, 9 кв. м (гараж),
194223, Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д. 57, лит. Г, кадастровый номер 78:5359:0:12, общей площадью 66,2 кв. м (склад),
194223, Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д. 57, лит. И, кадастровый номер 78:5359:0:13, общей площадью 12,8 кв. м (вышка для подачи мишеней), 194223, Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д. 57, лит. Б, кадастровый номер 78:5359:0:14, общей площадью 115,2 кв. м (мастерская),
194223, Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д. 57, лит. Д, кадастровый номер 78:5359:0:15, общей площадью 42,6 кв. м (траншейный стенд),
194223, Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д. 57, лит. К, кадастровый номер 78:5359:0:16, общей площадью 15,3 кв. м (круглый стенд),
194223, Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д. 62, лит. А, кадастровый номер 78:5360:0:4, общей площадью 465,3 кв. м (административное),
194223, Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д. 62, лит. В, кадастровый номер 78:5360:0:6, общей площадью 53,3 кв. м (склад),
194223, Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д. 62, лит. Г, кадастровый номер 78:5360:0:7, общей площадью 22,6 кв. м (туалет).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и Квартирно-эксплуатационное управление Ленинградского военного округа (далее - КЭУ ЛенВО).
Решением от 09.06.2005 (судья Калинина Л.М.) суд привлек КУГИ в качестве второго ответчика; исковые требования удовлетворил.
Определением апелляционного суд от 27.09.2005 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Серикова И.А.) суд заменил ненадлежащего ответчика (КУГИ) надлежащим (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом), КУГИ привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Определением апелляционного суд от 24.01.2006 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Аносова Н.В.) суд заменил в порядке процессуального правопреемства Федеральное агентство Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, привлек к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2006 решение отменено: в иске отказано.
В кассационной жалобе BOO просит постановление апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы ссылается на то, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют материалам дела, фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В отзывах на кассационную жалобу КУГИ просит оставить постановление без изменения, Межрегиональное отделение BOO просит удовлетворить жалобу.
Законность постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель BOO подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Межрегионального отделения BOO поддержал доводы подателя жалобы. Представитель КУГИ обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о времени и месте слушания дела извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводам о том, что истец не доказал того, что он является правопреемником Всеармейского военно-охотничьего общества и Военно-охотничьего общества Вооруженных сил Союза ССР, а также о том, что спорные объекты созданы за счет его средств, либо приобретены им в собственность по основаниям, предусмотренным законом.
Как следует из материалов дела, земельный участок для строительства 3-площадочного стрелково-охотничьего стенда был предоставлен Окружному Совету всеармейского военно-охотничьего общества Ленинградского военного округа 3 февраля 1948 года Исполнительным комитетом Ленинградского городского совета депутатов.
Военно-охотничье общество с его филиалами в военных округах создано на основании постановления Революционного Военного Совета СССР от 17.10.1933 "О создании Всеармейского военно-охотничьего общества и его филиалов в военных округах" с возложением общего руководства на общевойсковое командование.
Параграфом 2 Устава Всеармейского военно-охотничьего общества (принятого 26 мая 1940 г.) предусмотрено, что общество состоит при НКО СССР и проводит свою работу под руководством командования и политорганов Красной Армии. Из параграфа 67 Устава следует, что прекращение деятельности общества осуществляется, в том числе по решению Народного Комиссара Обороны СССР. В случае ликвидации Всеармейского военно-охотничьего общества в целом оставшееся после ликвидации имущество, денежные средства и материальные ценности переходят в распоряжение Народного Комиссариата Обороны Союза СССР (параграф 68 Устава).
Пунктом 1 Устава Всеармейского военно-охотничьего общества, принятым 25 декабря 1950 года, предусмотрено, что общество состоит при Военном Министерстве Союза ССР и проводит свою работу под руководством и контролем военного командования и политорганов. Согласно пункту 73 Устава, в случае ликвидации общества в целом, оставшееся после ликвидации имущество, денежные средства и материальные ценности переходят в распоряжение Военного Министерства СССР.
Статьей 52 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, действовавшего во время создания спорных объектов, была предусмотрена возможность нахождения имущества в государственной, кооперативной, частной собственности. При этом нормы Гражданского кодекса РСФСР 1922 года не предусматривали возможности нахождения имущества в собственности общественных организаций.
Таким образом, из материалов дела следует, что спорные объекты с момента их создания находились в государственной собственности.
Каких либо доказательств, подтверждающих передачу спорных объектов истцу по основаниям, предусмотренным законом, в материалах дела не имеется.
Предоставление земельного участка под строительство спорных объектов осуществлялось в ином порядке, чем было предусмотрено статьями 71 - 84 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, регламентировавшими порядок предоставления земельных участков под застройку кооперативным организациям, иным юридическим лицам и отдельным гражданам.
Приказом командующего войсками ПВО от 17 мая 1999 года N 188 "О дальнейшем совершенствовании и упорядочении работы стрелково-стендового комплекса Ленинградского военного округа" предписано включить спортивно-стендовый комплекс в реестр спортивных сооружений округа.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 2 подраздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, охотничье общество с международным статусом (правопредшественника истца по настоящему делу) зарегистрирован 27 ноября 1992 года (т. 2, л.д. 42).
Представленное истцом Свидетельство о регистрации Устава общественного объединения от 21 марта 1991 года N 0023. равно как и Устав Военно-охотничьего общества Вооруженных сил СССР, принятый 19 декабря 1990 года, не подтверждают правопреемства в отношениях между зарегистрированной организацией и Окружным советом Всеармейского военно-охотничьего общества Ленинградского военного округа, которому Исполнительным комитетом Ленинградского городского совета депутатов 3 февраля 1948 года был предоставлен земельный участок для строительства 3-площадочного стрелково-охотничьего стенда.
Не подтверждает правопреемства между истцом и Окружным советом Всеармейского военно-охотничьего общества Ленинградского военного округа выписка из протокола внеочередной XV Всеармейской конференции Военно-охотничьего общества Вооруженных Сил СССР. Этот документ свидетельствует лишь об изменении статуса общественной организации, зарегистрированной в 1991 году.
Довод подателя жалобы о том, что КУГИ Санкт-Петербурга не может осуществлять представление интересов Российской Федерации по настоящему делу в соответствии с Соглашением между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и Правительством Санкт-Петербурга о передаче Правительству Санкт-Петербурга осуществления части полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, от 11.11.2005 N 01/323/34-С, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 841, ввиду наличия конфликта интересов между Российской Федерацией и Санкт-Петербургом, является необоснованным, поскольку ни из существа спорного правоотношения, ни из материалов дела не усматривается наличия конфликта интересов между Санкт-Петербургом и Российской Федерацией в отношении спорных объектов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2006 по делу N А56-21592/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Г.М. Рудницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2006 г. N А56-21592/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника