Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 июля 2006 г. N А56-3451/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Леноблгаз" Кужарова С.А. (доверенность от 10.07.2006), от Комитета финансов Ленинградской области Новиковой Т.А. (доверенность от 01.02.2006),
рассмотрев 11.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Леноблгаз" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2005 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2006 (судьи Попова Н.М., Мельникова Н.А., Полубехина Н.С.) по делу N А56-3451/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Леноблгаз" (далее - ОАО "Леноблгаз") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету финансов Ленинградской области, третьим лицам администрации муниципального образования "Город Ивангород" Ленинградской области (далее - администрация МО "Город Ивангород"), Управлению комитета финансов Ленинградской области по Ивангороду о взыскании 112 753 руб. убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате газа отдельным категориям ветеранов, проживающим на территории МО "Город Ивангород" Ленинградской области в 2001 году.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2006, в иске отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Леноблгаз" просит отменить названные судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивировал тем, что судом неправильно применены часть 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" и распоряжение губернатора Ленинградской области от 06.03.2001 N 99-рг "Об утверждении временного порядка финансирования расходов на реализацию в Ленинградской области Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах".
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция считает, что они подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Леноблгаз" при взимании с ветеранов платы за газ в 2001 году учитывало 50-процентную льготу, установленную Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах". В связи с этим у истца возникли убытки, что и послужило основанием для обращения в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, полагая, что предоставление скидок производится на основании договора от 14.06.2001 N 60-12-01 между администрацией МО "Город Ивангород" и ОАО "Леноблгаз", пришел к выводу о необоснованности исковых требований в связи с непредставлением истцом в отдел по социальной политике администрации МО "Город Ивангород" списка льготников, расчета выпадающих доходов, заявок и отчетов по предоставлению льгот, а также недоказанностью истцом невозможности исполнения договора со стороны МО "Город Ивангород".
Такой вывод не может быть признан правильным.
Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государством органами, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным.
Взыскание убытков, возникших в результате предоставления предприятиями, оказывающими услуги, льгот, установленных законодателем, является способом защиты их прав, поэтому вывод суда о необоснованности избранного истцом способа защиты своих прав предъявлением настоящего иска является ошибочным.
Так как основанием для отказа в перечислении администрацией МО "Город Ивангород" истцу выплат по договору явилось отсутствие заявок и отчетов по предоставлению льгот, суду первой инстанции следовало правильно определить характер спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, а также указать действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, для доказательства правомерности предоставления истцом льгот.
Учитывая нарушения судами норм процессуального и материального права, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении суду следует устранить изложенные недостатки, оценить правомерность требований истца, в случае необходимости по собственной инициативе в согласно части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечь к участию в деле других ответчиков, а также проверить все ли денежные средства, выделенные для финансирования затрат предприятий, предоставляющих льготные услуги, были израсходованы МО "Город Ивангород" и Ленинградской областью, и вынести решение с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности.
Кроме того, суду необходимо установить, включена ли истцом в размер иска сумма налога на добавленную стоимость, дать оценку правомерности требований истца в этой части и решить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе и понесенных истцом при рассмотрении дела в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2006 по делу N А56-3451/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2006 г. N А56-3451/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника