Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 июля 2006 г. N А66-11099/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 11.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.03.2006 по делу N А66-11099/2005 (судья Кольцова Т.В.),
установил:
Муниципальное предприятие "Служба заказчика" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области о взыскании 86 621 руб. 40 коп. убытков, возникших у истца в связи с предоставлением в первом полугодии 2005 года соответствующей категории граждан, проживающей в обслуживаемом им жилом фонде, скидки в размере 50% с установленной платы за жилищно-коммунальные услуги согласно Закону Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
Определением от 15.11.2005 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 22.03.2006 исковые требования Предприятия удовлетворены частично путем взыскания 73 407 руб. 97 коп. за счет казны Российской Федерации. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит обжалуемое решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.
По мнению подателя жалобы, в связи с тем, что Тверской области были выделены в полном объеме денежные средства, запланированные в федеральном бюджете на 2004 год, недостающую сумму предприятиям, оказывающим услуги льготным категориям граждан, обязана компенсировать Тверская область за счет собственных средств.
Проверив законность обжалуемого решения, кассационная инстанция считает, что оно подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Предприятие в первом полугодии 2005 года на основании статьи 14 Закона при взимании с льготной категории граждан платы за жилищно-коммунальные услуги учитывало скидку в размере 50%. При названных обстоятельствах истец недополучил доход от реализации услуг, который он и просил взыскать.
Статьей 14 Закона гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантирована оплата в размере 50 процентов от занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. В силу статьи 5 Закона (в редакции, действовашей в спорный период) предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506 (далее - Порядок).
В соответствии с положениями Порядка финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных для этих целей на соответствующий год.
Учитывая отсутствие доказательств нецелевого использования Тверской областью денежных средств, выделенных из федерального бюджета, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что законодательные акты не предусматривали в 2005 году обязанность субъекта Российской Федерации компенсировать расходы организаций на реализацию Закона из средств своего бюджета, и счел необходимым удовлетворить исковые требования за счет казны Российской Федерации.
Кроме того, правомерным является и отказ во взыскании суммы, составляющей налог на добавленную стоимость, включенной в размер иска.
Вместе с тем из искового заявления и отчетов о предоставленных льготах усматривается, что в размер исковых требований включены расходы на предоставление льгот по оплате капитального ремонта жилых помещений.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации структура платы за жилое помещение для его нанимателя не включает в себя плату за капитальный ремонт жилого дома.
Поскольку материалы дела не содержат сведений о количестве льготников, являющихся нанимателями жилых помещений, компенсацию расходов на предоставление льгот которым требует истец, суд кассационной инстанции лишен возможности определить сумму, начисленную им за капитальный ремонт.
Ввиду изложенного обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит устранить указанные недостатки, а также принять решение об отказе или удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов Тверской области.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.03.2006 по делу N А66-11099/2005 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2006 г. N А66-11099/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника