Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 июля 2006 г. N А56-8755/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Силтэк" - Бердашкова А.В. (доверенность от 01.01.2006 N 1),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу - Овчарук А.В. (доверенность от 17.04.2006 N 18/8794),
рассмотрев 10.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2005 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2006 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Петренко Т.И.) по делу А56-8755/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Силтэк" (далее - общество, ООО "Силтэк") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу; далее - инспекция) от 11.01.2005 N 10/20 и требований от 11.01.2005 N 0510005914, N 0510005912 и об обязании инспекции возместить обществу 1 384 368 руб. налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года путем возврата на расчетный счет заявителя - 1 344 103 руб. 15 коп. и путем зачета в счет имеющейся задолженности перед федеральным бюджетом - 40 282 руб. 85 коп. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 19.12.2005 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.04.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права - статей 171, 172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы считает, что общество необоснованно воспользовалось правом на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, поскольку в ходе проведения камеральной налоговой проверки инспекцией установлена недобросовестность налогоплательщика.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель общества просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 18.10.2004 направило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года, согласно которой к возмещению из бюджета заявлено 1 384 368 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. Заявление о возврате 1 384 368 руб. налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по налоговой декларации за сентябрь 2004 года на расчетный счет общества представлено в инспекцию 01.02.2005.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по итогам которой вынесено решение от 11.01.2005 N 10/20 об отказе обществу в подтверждении 1 550 166 руб. налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по декларации за сентябрь 2004 года. Кроме того, указанным решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания 1 000 руб. штрафа по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное несообщение сведений о смене места нахождения. В обоснование принятого решения налоговый орган указал на наличие в действиях общества признаков недобросовестности, недействительность сделки по перепродаже импортных товаров, наличие заведомо ложных сведений в учетных документах. На основании решения от 11.01.2005 N 10/20 инспекцией в адрес общества выставлены два требования от 11.01.2005: N 0510005914 об уплате налоговой санкции и N 0510005912 об уплате налога в срок до 21.01.2005. Не согласившись с данными ненормативными актами, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
В пункте 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 названной нормы Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактического перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплаты налога на добавленную стоимость таможенным органам и принятие на учет импортируемых товаров их покупателем.
Как видно из материалов дела, факты ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и оплаты таможенных платежей, в том числе налога на добавленную стоимость, подтверждаются грузовыми таможенными декларациями с отметками таможенных органов о выпуске товара в свободное обращение и платежными документами и не оспариваются налоговым органом.
Факт оприходования ООО "Силтэк" импортированного товара установлен судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и подтверждается имеющимися в материалах дела копиями книги покупок, книги продаж и журнала проводок за сентябрь 2004 года.
В дальнейшем ввезенные обществом на территорию Российской Федерации товары реализованы обществу с ограниченной ответственностью "Гефес" (далее - ООО "Гефес") по договору поставки товара от 01.04.2004, что также подтверждается счетами-фактурами и товарными накладными, составленными по форме, предусмотренной Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132.
Таким образом, общество подтвердило факты ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации с целью его дальнейшей перепродажи, его оприходования и уплаты сумм налога на добавленную стоимость таможенным органам.
Суды обоснованно отклонили как несостоятельные доводы инспекции относительно наличия кредиторской задолженности, которая ООО "Гефес" погашается лишь в размере, необходимом для уплаты сумм налога на добавленную стоимость таможенным органам. Налогоплательщик представил в материалы дела платежные поручения, из которых видно, что покупатель импортированного товара производит оплату товаров ежемесячно. Доказательств, опровергающих фактическое осуществление ООО "Гефес" хозяйственной деятельности, инспекцией не представлено.
Доводы инспекции о том, что документы подписаны от имени ООО "Силтэк" неуполномоченным лицом, отклоняются кассационной коллегией по следующим основаниям. В материалах дела имеются договор купли-продажи доли в уставном капитале общества от 19.11.2003 N 1; нотариально удостоверенное заявление Соколовой М.С., являющейся учредителем и директором ООО "Силтэк", о подтверждении заключения ею договора купли-продажи доли в уставном капитале общества от 19.11.2003 N 1; сведения об опросе нотариуса Борисенковой Л.Г., которая подтвердила факт подписания заявления Соколовой М.С. и добровольность волеизъявления на продажу доли в уставном капитале общества. Данные документы в совокупности подтверждают факт приобретения Райским Н.Д. доли в уставном капитале ООО "Силтэк", а следовательно, и наличие у Райского Н.Д. полномочий на подписание соответствующих документов.
Судебные инстанции также обоснованно отклонили доводы налогового органа о недостоверности информации относительно места нахождения общества. Общество неоднократно меняло свое место нахождения, что подтверждается договором аренды помещений от 30.09.2003, заключенным заявителем с обществом с ограниченной ответственностью "Солвис"; договором пользования нежилыми помещениями от 01.04.2004 N 726/02, заключенным заявителем с закрытым акционерным обществом "Междугороднее автотранспортное экспедиционное предприятие" и дополнительным соглашением от 11.07.2004 к нему; договором субаренды от 24.01.2005 N 04/27 с обществом с ограниченной ответственностью "Корделия", а также актами приема-передачи помещений. Соответствующие изменения о месте нахождения общества внесены в учредительные документы по его заявлению от 01.02.2005. Инспекция не представила доказательства, опровергающие факт нахождения заявителя по арендованным адресам.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
В рассматриваемом случае инспекция не представила доказательств недобросовестности общества при реализации им права на применение налоговых вычетов и возмещение налога, в том числе совершения налогоплательщиком действий, направленных исключительно на создание оснований для возмещения налога из бюджета.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно признали недействительным решение инспекции от 11.01.2005 N 10/20 как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации и обязали налоговый орган возместить обществу из бюджета 1 384 468 руб. налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года. Судебные инстанции также обоснованно указали на отсутствие в действиях общества состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2006 по делу А56-8755/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июля 2006 г. N А56-8755/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника