Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июня 2006 г. N А56-16996/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Самсоновой Л.А., Шевченко А.В.,
при участии от Отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Петроградского района Санкт-Петербурга Галочкиной Л.В. (доверенность от 22.05.2006), Тарасовой И.А. (доверенность от 28.06.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Смирновой Е.Е. (доверенность от 13.02.2006 N 20-05/4555),
рассмотрев 29.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2005 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2006 (судьи Петренко Т.И., Масенкова И.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-16996/2005,
установил:
Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - ОВО) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 07.04.2005 N 06/19778 по эпизодам получения дохода от безлицензионной деятельности, доначисления ОВО 6 524 062 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления соответствующих сумм пеней и взыскания штрафа.
Решением суда от 18.11.2005 решение Инспекции от 07.04.2005 N 06/19778 признано недействительным по эпизодам получения дохода от безлицензионной деятельности и доначисления ОВО 6 192 006 руб. НДС за 2002-2003 годы, соответствующих сумм пеней, а также в части привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 1 238 401 руб. 20 коп. штрафа. В удовлетворении остальной части требований ОВО отказано.
Постановлением апелляционного суда от 13.03.2006 решение суда от 18.11.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по данному делу новое решение. Налоговый орган считает, что оказание услуг по охране объектов, подлежащих государственной охране, не является исключительным полномочием отделов вневедомственной охраны.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения ОВО законодательства о налогах и сборах за 2002-2003 годы, о чем составила акт от 29.02.2005 N 4140445.
В ходе проверки Инспекция выявила неуплату заявителем НДС за 2002-2003 годы вследствие невключения в базу, облагаемую этим налогом, средств, полученных от оказания платных услуг юридическим "и физическим лицам в соответствии с заключенными с ними договорами. Поскольку лицензия на монтаж, наладку, ремонт и техническое обслуживание оборудование систем противопожарной защиты была выдана Управлению вневедомственной охраны при Главном управлении внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 13 294 023 руб., полученные заявителем в связи с осуществлением таких работ, являются, по мнению налогового органа, доходами ОВО полученными в результате безлицензионной деятельности.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 07.04.2005 N 06/19778, которым ОВО доначислено 1 838 руб. налога на прибыль, 6 778 037 руб. НДС и начислено 3 400 061 руб. пеней за несвоевременное внесение налогов в бюджет. Кроме того, заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 1 355 607 руб. налоговых санкций.
ОВО не согласилось с выводами Инспекции о получении 13 294 023 руб. доходов в результате безлицензионной деятельности и о неуплате 6 524 062 руб. НДС, и обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявления ОВО, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции") и подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Суды сделали вывод, что у ОВО отсутствует объект обложения НДС, поскольку средства, полученные им по договорам от собственников охраняемого имущества, не являются доходом от предпринимательской деятельности. Подразделения вневедомственной охраны выполняют государственные функции и исключительные полномочия по обеспечению общественной безопасности, борьбе с преступностью; на них возложены обязанности по охране общественного порядка, охране на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего этим лицам имущества. Содержание подразделений вневедомственной охраны за счет средств, поступающих на основе договоров, является формой финансирования и материально-технического обеспечения государственного органа исполнительной власти, применяемой наряду с бюджетным финансированием иных подразделений милиции.
Кассационная инстанция считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) не признается реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Закон "О милиции" милиция Российской Федерации определена как система государственных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьями 9, 10 Закона "О милиции" подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации входят в состав милиции общественной безопасности и выполняют обязанности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, охране на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества; охрана имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров является обязанностью вневедомственной охраны.
Следовательно, обязанность по оказанию платных услуг по охране имущества физических и юридических лиц на основе договоров возложена на подразделения вневедомственной охраны как исключительные полномочия в сфере деятельности органов внутренних дел (милиции).
Законом "О милиции" в 2002-2003 годах, по существу, предусмотрен особый порядок целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.
Таким образом, услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, подпадают под услуги, указанные в подпункте 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, и поэтому не подлежат обложению НДС (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2003 N 7213/03).
В соответствии с Федеральным законом N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию в области пожарной безопасности подлежат следующие виды деятельности:
- деятельность по предупреждению и тушению пожаров;
- производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- эксплуатация пожароопасных производственных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 135 лицензирование указанных выше видов деятельности в области пожарной безопасности на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области поручено Управлению Государственной противопожарной службы (УГПС) Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Названным органом Управлению вневедомственной охраны при Главном управлении внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области была выдана лицензия N 000451 на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Согласно приложению к лицензии (дополнение N 14) ее действие распространяется на ОВО (том дела 2, листы 13-14).
При таких обстоятельствах следует признать, что суды сделали правильный вывод об отсутствии у Инспекции оснований для указания в пункте 1 оспариваемого решения, что 13 294 023 руб. получены ОВО в результате осуществления безлицензионной деятельности
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2006 по делу N А56-16996/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2006 г. N А56-16996/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника