Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июня 2006 г. N А42-9595/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Морозовой Н.А.,
при участии от государственного областного унитарного предприятия "Кандалакшская теплосеть" Ильюшихина Н.Н. (доверенность от 01.12.2005),
рассмотрев 29.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.12.2005 (судья Сигаева Т.К.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2006 (судьи Масенкова И.В., Зайцева Е.К., Згурская М.Л.) по делу N А42-9595/2005,
установил:
Государственное областное унитарное предприятие "Кандалакшская теплосеть" (после реорганизации - Государственное областное унитарное теплоэнергетическое предприятие "ТЭКОС"; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 25.08.2005 N 769 и требований от 29.08.2005 N 15879 и N 596.
Решением суда первой инстанции от 27.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.03.2006, требования Предприятия удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального права и вынести по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Предприятие неправомерно включило в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) суммы НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) за счет средств бюджетного финансирования.
В судебном заседании представитель Предприятия представил отзыв и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления Предприятием в бюджет НДС за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, по результатам которой составила акт от 29.06.2005 N 66-ДСП.
На основании акта проверки и с учетом представленных налогоплательщиком возражений налоговый орган принял решение от 25.08.2005 N 769 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 500 000 руб. штрафа. Названным решением Предприятию также предложено уплатить 2 500 000 руб. НДС и 559 061 руб. пеней.
Инспекция установила, что Предприятие в 2003 году на основании постановления Правительства Мурманской области от 24.06.2003 N 183-ПП ГУП ГОУЭП и договора от 26.06.2003 N 10-03, заключенному с Департаментом финансов Мурманской области, получило бюджетный беспроцентный кредит в размере 20 000 000 руб.
В дальнейшем, на основании распоряжения Правительства Мурманской области от 24.12.2003 N 157-РП задолженность Предприятия по кредиту уменьшена на 15 000 000 руб. При этом сумма уменьшенной задолженности направлена на покрытие убытков Предприятия. На кредитные средства Предприятие приобрело топочный мазут у ООО "Риони" и ООО "Форвард" и включило в налоговые вычеты по НДС 2 500 000 руб. налога, уплаченного этим поставщикам.
По мнению налогового органа, поскольку названная сумма НДС уплачена за счет средств бюджетного финансирования, то в силу статьей 146, 152, 170, 171 НК РФ Предприятие неправомерно включило ее в налоговые вычеты по НДС.
Во исполнение решения от 25.08.2005 N 769 налогоплательщику направлены требования 29.08.2005 N 15879 и N 596 об уплате налога, пеней и налоговой санкции.
Предприятие не согласилось с решением и требованиями налогового органа и обжаловало ненормативные акты в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что судебные инстанции, удовлетворяя требования Предприятия, правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетный кредит это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах; субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на их получение в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Поскольку кредиторская задолженность Предприятия по кредиту уменьшена на 15 000 000 руб. и названная сумма направлена на покрытие убытков налогоплательщика, связанных с применением государственных регулируемых цен, следует признать, что в Данном случае осуществлено финансирование расходов путем зачета денежных средств, предусмотренное статьей 235 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не противоречащее положениям статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по НДС определяется с учетом сумм, полученных, за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им на территории Российской Федерации при приобретении товаров (работ, услуг), необходимых для осуществления производственной деятельности.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
Пунктом 36.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу. При этом возникающая разница подлежит возмещению (зачету, возврату) в установленном порядке.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу о правомерном применении Предприятием установленного порядка определения сумм НДС, подлежащих возмещению, и обоснованном включении им в налоговые вычеты 2 500 000 руб. НДС, уплаченного при приобретении топлива за счет бюджетных средств на покрытие фактически полученных убытков.
Неприменим в данном случае и положения пункта 2 статьи 170 НК РФ, на которые ссылается налоговый орган, поскольку ни одно из условий его применения, не имеет отношения к рассматриваемому спору.
Ссылка Инспекции на пункт 32.1 Методических рекомендаций, согласно которому приобретенные товары (работы, услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учетом налога, который возмещению не подлежит, также подлежит отклонению, поскольку названным пунктом урегулирован порядок расходования бюджетных средств, полученных на финансирование целевых программ и мероприятий, и если эти средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, судебные акты являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.12.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2006 по делу N А42-9595/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2006 г. N А42-9595/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника