Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июля 2006 г. N А66-15559/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Асмыковича А.В., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 04.07.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на решение от 23.12.05 (судья Пугачев А.А.) и постановление апелляционной инстанции от 05.04.06 (судьи Ильина В.Е., Рощина С.Е., Бачкина Е.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-15559/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Медстекло-Борисовское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области (далее - Инспекция), выразившегося в отказе возвратить Обществу 7 056 350 руб. излишне уплаченных налогов в рамках процедуры конкурсного производства.
Решением суда от 23.12.05 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.04.06 решение суда от 23.12.05 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, Общество не имеет права на возврат излишне уплаченных налогов в связи с наличием у него недоимки по налогам и пеням; положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не обязывают налоговый орган произвести возврат излишне уплаченных налогов в случае наличия недоимки по налогам и сборам.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, Общество 03.08.05 обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате 7 056 350 руб. излишне уплаченных налогов путем перечисления на расчетный счет организации.
Инспекция 06.10.05 письмом N 08-21/11907 отказала Обществу в возврате излишне уплаченных налогов, ссылаясь на наличие у него недоимки по налогам и пеням и на проведение зачета излишне уплаченных налогов в счет погашения названной задолженности.
Общество, посчитав указанные действия Инспекции незаконными, обжаловало их в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что, удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьями 78, 79 и 176 НК РФ возврат излишне уплаченных налоговых платежей возможен после проведения зачета имеющейся у налогоплательщика недоимки.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Федерального закона от 26.10.02 N 124-ФЗ" следует читать "Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ"
Согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.02 N 124-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с момента вынесения судом определения о введении наблюдения требования кредиторов об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного данным федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Как видно из материалов дела, Общество признано банкротом решением Арбитражного суда Тверской области от 27.07.05 по делу N А66-7806/02 и в отношении него открыто конкурсное производство.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов.
Из приведенных норм Закона о банкротстве следует, что должник и кредиторы, в том числе налоговые органы, не вправе в случае возбужденного процесса банкротства производить зачет сумм налогов, поскольку все требования об уплате обязательных платежей должны заявляться только в рамках дела о банкротстве, с тем, чтобы требования кредитора были включены в реестр требований кредиторов и удовлетворены в установленном Законом о банкротстве порядке.
Следовательно, налоговое законодательство в данном случае применяется только в пределах, установленных названным Законом.
Зачет излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налогов в счет погашения недоимок по другим налогам, задолженности по пеням и штрафам является не чем иным, как погашением имущественных требований государства к налогоплательщику за счет средств налогоплательщика, излишне уплаченных в бюджет. Порядок осуществления такого зачета, установленный статьями 78 и 176 НК РФ, не соответствует порядку удовлетворения требований кредиторов, предусмотренному Законом о банкротстве.
Представленные по делу доказательства подтверждают, что задолженность по обязательным платежам в бюджет в сумме 7 056 350 руб., которая была погашена зачетом имеющейся у налогоплательщика переплаты сумм НДС по лицевому счету, образовалась уже на момент введения процедуры конкурсного управления.
Инспекция произвела зачет переплаты в нарушение не только положений упомянутой нормы Закона о банкротстве, но и общей процедуры предъявления к банкроту требований, что, по сути, нарушает интересы других кредиторов, признанных таковыми в рамках дела о банкротстве, исключает возможность контроля за порядком расчетов с кредиторами со стороны конкурсного управляющего и собрания кредиторов.
Таким образом, в силу прямого указания специального Закона со дня возбуждения производства по делу о банкротстве Общества не может применяться порядок зачета излишне уплаченных налогов, установленный положениями статьи 176 НК РФ. Поэтому судебные инстанции обоснованно признали действия налогового органа по проведению зачета сумм переплаты в счет недоимки, образовавшейся в период конкурсного производства, незаконными и обязали возвратить 7 056 350 руб. излишне уплаченных налогов.
При таких обстоятельствах правовых оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 05.04.06 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-15559/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2006 г. N А66-15559/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника