Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 июля 2006 г. N А56-41078/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Троицкой Н.В., Шевченко А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северметалл" Киселевой О.В. (доверенность от 16.09.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу Лебедевой Е.С. (доверенность от 04.05.2006 N 05-08-02/13219),
рассмотрев 11.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2005 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2006 (судьи Фокина Е.А., Лопато И.Б., Шестакова М.А.) по делу N А56-41078/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северметалл" (далее - Общество, ООО "Северметалл") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 19.08.2005 N 12-06/27702 и обязании Инспекции принять решение о возмещении Обществу 7 826 330 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель 2005 года.
Решением суда от 18.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.02.2006, требования ООО "Северметалл" удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и неполное исследование фактических обстоятельств дела, просит отменить судебные акты и принять по данному делу новое решение. Податель жалобы указывает на обстоятельства, свидетельствующие, по его мнению, о недобросовестности Общества как налогоплательщика: поставщики Общества по требованиям налогового органа не представили акты приема-передачи Обществу товара, товарные накладные, путевые листы; некоторые поставщики, а именно ООО "В-Металл" и ЗАО "Аструм", не находятся по своим юридическим адресам; анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Северметалл" за 9 месяцев 2004 года свидетельствует о ее низкой эффективности.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с реализацией на экспорт товара (лома черных металлов) Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за апрель 2005 года, в которой предъявило к возмещению из бюджета 7 826 330 руб. налога, уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве экспортных товаров, а также товаров, приобретенных для перепродажи на экспорт.
В подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов ООО "Северметалл" представило в Инспекцию документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По результатам камеральной проверки декларации Инспекция приняла решение от 19.08.2005 N 12-06/27702 об отказе Обществу в возмещении 7 826 330 руб. НДС за апрель 2005 года.
Налоговый орган сделал вывод о наличии в действиях ООО "Северметалл" как налогоплательщика признаков недобросовестности, злоупотребления правом на возмещение НДС из бюджета.
Посчитав незаконным отказ в возмещении 7 826 330 руб. НДС за апрель 2005 года, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 19.08.2005 N 12-06/27702 и обязании Инспекции принять решение о возмещении Обществу указанной суммы налога.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, указав на подтверждение им в установленном порядке обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов судов и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Из материалов дела видно и налоговым органом не оспаривается, что в подтверждение обоснованности применения ставки НДС 0 процентов ООО "Северметалл" представило в Инспекцию вместе с декларацией за апрель 2005 года все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
Кассационная инстанция отклоняет доводы Инспекции о непредставлении поставщиками актов приема-передачи Обществу товара, товарных накладных, путевых листов; а также об отсутствии некоторых поставщиков по своим юридическим адресам.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О разъяснено, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Остальные доводы Инспекции о недобросовестности Общества как налогоплательщика, в том числе о низкой рентабельности его финансово-хозяйственной деятельности, полно и всесторонне оценены и исследованы судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены. Судами установлено, что по результатам деятельности Общества за 2004 год прибыль ООО "Северметалл" по сравнению с 2003 годом увеличилась на 2 722 000 руб., что свидетельствует о наличии тенденции к повышению рентабельности финансово-хозяйственной деятельности Общества.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о совершении Обществом и связанными с ним организациями согласованных действий, направленных исключительно на искусственное создание оснований для возмещения суммы НДС из бюджета. Доводы Инспекции о недобросовестности Общества носят предположительный характер.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обоснованно признали недействительным решение Инспекции от 19.08.2005 N 12-06/27702 и обязали налоговый орган принять решение о возмещении Обществу 7 826 330 руб. НДС за апрель 2005 года.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2006 по делу N А56-41078/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2006 г. N А56-41078/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника